По данным МОРФ (1999), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной соматической и психофизической дезадаптации. Из них 35% составляют дети, у которых еще в младшей группе детского сада были обнаружены расстройства нервно-психической сферы. (С. Г. Шевченко, 1999).
Таких детей относят к задержке психического развития (ЗПР). По данным Н. Г. Лутонян, П. И. Зинченко у детей с ЗПР наблюдаются трудности при обучении, поскольку страдают мнемические процессы, из-за несформированности саморегуляции процессов запоминания и воспроизведения. Целенаправленное овладение знаниями предполагает определенный уровень развития произвольной памяти.
Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались следующие педагоги и психологи: Н. Г. Поддубная, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов, Т. В. Егорова и др. Ученые выделили особенности памяти у детей с ЗПР: уменьшение объема и скорости запоминания, недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу и т. п.
Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении.
В педагогической практике ощущается недостаток сведений о том, какие методические приемы нужно использовать для развития произвольной памяти у детей с ЗПР.
При необходимости планомерной работы по развитию произвольной памяти у детей с ЗПР недостаточно разработаны методический приемы, педагогические условия работы в данном направлении.
Возникает проблема, какие педагогические условия организации дидактической игры, будут способствовать развитию произвольной зрительной и слуховой памяти, у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
- Психолого-педагогические аспекты памяти
- Нейрофизиологические аспекты памяти
- Виды памяти, процессы памяти
- Развитие памяти у детей с нормальным психическим развитием
- Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
- Использование дидактических игр как средство развития произвольной памяти
- Заключение
Материалы по теме:
Умение любить свойственно только человеку
Еще одно удивительно чудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другого человека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесное состояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братск ...
Задачи воспитания культуры поведения и отношений
Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотн ...
Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ...
Главные разделы