Деление памяти на виды осуществляется в соответствии с тремя основными критериями.
Первый
– по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительная, слуховая) и словесно-логическую; второй
- по характеру цели деятельности – на непроизвольную и произвольную; третий
– по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную.[44, с. 27 ].
Остановимся на втором критерии, непроизвольной и произвольной памяти.
Потому что непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития, которые имеют огромное значение в жизни человека, на их основе формируется основная часть человеческого опыта.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить называется непроизвольной памятью. В результате запоминание носит непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий. В случаях, когда это целенаправленный процесс, то речь идет о произвольной памяти. Произвольная память – это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания. Произвольное запоминание – это специальное действие, конкретная задача которого запомнить на продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Важное условие успешности произвольного запоминания – это установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено.
Различают следующие процессы памяти (А.А.Смирнов, 1995): запоминание, узнавание, воспроизведение и забывание. Необходимой предпосылкой воспроизведения является запоминание, т. е. образование прочных временных связей, способных восстанавливаться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Узнавание – это проявление памяти в ходе одновременно протекающего повторного восприятия. Воспроизведение – это проявление памяти без непосредственного повторного воздействия какого-либо объекта. Узнавание более простой и генетически более ранний процесс, чем воспроизведение. Воспроизведение не есть простая фотография ранее запечатленных объектов; оно видоизменяется, перестраивается в соответствии с задачами деятельности, интересами человека.
Процесс забывания выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания - торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. В этих случаях быстро развивается угасательное торможение. Угасательное торможение, прежде всего, сказывается на нарушении более тонких дифференцировок, в результате чего временные связи вновь становятся генерализованными. Вот почему быстрее всего забываются детали и длительнее сохраняются общие представления.
Таким образом, можно сказать, что память состоит из процессов запоминания, узнавания, воспроизведения, забывания. Все эти процессы связаны между собой, формируются в деятельности и определяются ею.
Материалы по теме:
Принципы и закономерности психического развития в когнитивных теориях
развития
развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической во ...
Требования к психологической теории. критерии оценки теории личности
Что такое психологическая теория? Теория – это система взаимосвязанных принципов, взглядов, представлений и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо реальных явлений. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключе ...
Личность в юридической психологии
В специальной психологической литературе, как и в обыденном человеческом взаимодействии, часто употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Содержательно данные понятия тесно переплетены между собой, но их с ...
Главные разделы