Виды памяти, процессы памяти

Деление памяти на виды осуществляется в соответствии с тремя основными критериями.

Первый

– по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительная, слуховая) и словесно-логическую; второй

- по характеру цели деятельности – на непроизвольную и произвольную; третий

– по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную.[44, с. 27 ].

Остановимся на втором критерии, непроизвольной и произвольной памяти.

Потому что непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития, которые имеют огромное значение в жизни человека, на их основе формируется основная часть человеческого опыта.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить называется непроизвольной памятью. В результате запоминание носит непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий. В случаях, когда это целенаправленный процесс, то речь идет о произвольной памяти. Произвольная память – это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания. Произвольное запоминание – это специальное действие, конкретная задача которого запомнить на продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Важное условие успешности произвольного запоминания – это установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено.

Различают следующие процессы памяти (А.А.Смирнов, 1995): запоминание, узнавание, воспроизведение и забывание. Необходимой предпосылкой воспроизведения является запоминание, т. е. образование прочных временных связей, способных восстанавливаться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Узнавание – это проявление памяти в ходе одновременно протекающего повторного восприятия. Воспроизведение – это проявление памяти без непосредственного повторного воздействия какого-либо объекта. Узнавание более простой и генетически более ранний процесс, чем воспроизведение. Воспроизведение не есть простая фотография ранее запечатленных объектов; оно видоизменяется, перестраивается в соответствии с задачами деятельности, интересами человека.

Процесс забывания выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания - торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. В этих случаях быстро развивается угасательное торможение. Угасательное торможение, прежде всего, сказывается на нарушении более тонких дифференцировок, в результате чего временные связи вновь становятся генерализованными. Вот почему быстрее всего забываются детали и длительнее сохраняются общие представления.

Таким образом, можно сказать, что память состоит из процессов запоминания, узнавания, воспроизведения, забывания. Все эти процессы связаны между собой, формируются в деятельности и определяются ею.

Материалы по теме:

Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи
Оказание молодым помощи в профессиональном самоопределении, освоении профессии, переходе от учёбы к самостоятельному труду, профессиональной подготовке и переподготовке в системе службы занятости происходит в России в условиях осуществлен ...

Социально-психологические характеристики групп
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за т ...

Дискриминативность
Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно ''максимального" и "минимального" результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фе ...