К практическим относятся те чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека, делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемые деятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями её осуществления, завершением.
Поскольку труд связан с коренными жизненными запросами человека, он вызывает многообразные чувства, связанные с процессом его осуществления. При этом в эмоциональном отношении к процессу труда очень отчётливо выделяется условность выделения в целостном эмоциональном отношении к сложному социальному явлению отдельных видов чувств: моральных, эстетических, праксических.
Чем сложнее деятельность – тем многообразнее чувства, с нею связанные.
В сфере праксических чувств можно выделить творческие чувства. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение в неё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продукта деятельности. Это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств.
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация чувств является условной и создана для удобства изучения психических явлений. Психика, как сложная и целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов и процессов, влияющих друг на друга.
Невозможно изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувств всегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психические процессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носит субъективный характер. Впрочем, субъективность чувственного отражения не подразумевает искажённость: если рассматривать чувства в целом, станет видно, что они отражают именно те явления и события которые затрагивают человека. Более того, чувства отдельного человека часто формируются как производная от ментальности того общества, в котором живёт человек.
Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к действительности. Это сформировалось в процессе жизни человека. Восприятие человеческих отношений сквозь призму сложившихся убеждений характерно не только для взрослого, но и для ребёнка.
По степени интенсивности влияния на личность чувства бывают:
1 Эпизодическими переживаниями – мало затрагивающие сущность человека; находятся как бы на периферии внутреннего мира человека.
2 Глубокими чувствами – связанными с существенными устремлениями личности, с идеалами, мечтами… Могут быть конфликтные чувства, идущие вразрез с основными устремлениями личности. Такие конфликты могут привести к изменению некоторых личностных установок.
Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.
Чувства играют большую роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – тем интенсивнее такое самопознание.
Материалы по теме:
Сюжетно-ролевая игра
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, ...
Экономическое сознание как представление и отношение личности к
экономическим объектам
Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объ ...
Мыслительный процесс и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РА ...
Главные разделы