Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и посторонними людьми

Материалы » Психическое развитие детей с церебральным параличом » Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и посторонними людьми

Страница 4

Помимо гиперпротекции, Э. Г. Эйдемиллер выделяет патологизирующее семейное воспитание по типу повышенной моральной ответственности, которое также иногда применяется в семьях, имеющих ребенка с церебральным параличом. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям, формирует личность с тревожно-мнительными чертами. Для родителей, склонных к этому типу воспитания, диагноз ДЦП часто звучит как приговор. Они ставят перед собой цель во что бы то ни стало вылечить больного ребенка, поставить его на ноги. Для этого они постоянно консультируют больного у разных врачей, иногда экстрасенсов, колдунов, ищут новейшие методики лечения (медикаментозного, оперативного, массажа, гипсования и пр.), буквально изнуряя ими ребенка. При этом ребенок попадает в условия не только не способствующие нивелированию последствий неблагоприятных перинатальных факторов, но, напротив, усугубляющие их.

Реже встречается воспитание по типу эмоционального отвержения, приводящее к тяжелым деформациям личности. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. При этом ребенок-инвалид может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает неустойчивые, инертно-импульсивные черты личности, может привести к возникновению невротических расстройств.

Еще реже в дети с церебральными параличами воспитываются по типу жестокого обращения, при котором на первый план выступает также эмоциональное отвержение, но проявляющееся частыми наказаниями в форме избиений, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребенка, а кроме того, гипо-протекция, характеризующаяся тем, что родители не интересуются ребенком и не контролируют его.

При выявлении негармоничного типа семейного воспитания детей с церебральными параличами необходимо показать родителям, что оно приводит к неверной оценке ребенком отношений к нему окружающих людей, затрудняет формирование адекватного его отношения к себе, мешает формированию правильного отношения ребенка к своей болезни и перспективам, что препятствует эффективной абилитационной работе. Негармоничное, патологизирующее воспитание больного с церебральным параличом в семье является показанием к проведению психокоррекции, психотерапии. Специалист-абилитолог должен уметь выявить неправильный тип воспитания, убедить членов семьи в необходимости изменений воспитательных установок, направить семью на консультацию к психологу или психотерапевту.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по теме:

Постнатальный период развития
Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений ЦНС играют наибольшую роль нейроинфекции. Наши собственные наблюдения над детьми раннего возраста, ретроспективный анализ акушерского анамнеза и анамнеза ж ...

Когнитивная теория Ж.Пиаже
Теория Ж. Пиаже противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и структурам, ко ...

Особенности проявления страха у детей младшего школьного возраста
Страх преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, т ...