Формирование личности ребенка с церебральным параличом происходит в условиях ограничения возможностей его передвижения, получения информации, общения. Взрослея, он продолжает нуждаться в уходе, остается несамостоятельным, а потому не имеет возможности расстаться с младенческим эгоцентризмом. Так биологическая дефицитарность формирует дефицитарность социальную и психологическую.
В.М. Мясищев отмечал, что процесс развития личности обусловлен внешними и внутренними условиями, при этом определяющую роль в нем играют «различные уровни развития различных отношений человека» (курсив автора). При этом он рассматривал личность как систему отношений человека, выделяя три подсистемы:
• отношение человека к предметам внешнего мира;
• отношение человека с людьми (взаимоотношения);
• отношение человека к себе.
У ребенка с церебральным параличом отмечаются и количественные, и качественные нарушения формирования этих отношений.
- Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и посторонними людьми
- Формирование отношения к себе ребенка с церебральным параличом
- Невротические расстройства у детей с церебральными параличами
- Психокоррекция и психотерапия детей с церебральными параличами и членов их семей
Материалы по теме:
Развитие функций речи в дошкольном возрасте
Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте,— коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомым ...
Требование надежности
Требование надежности - прежде всего требование внутренней согласованности частей методики и воспроизводимости результатов при повторном исследовании. "Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результат ...
Противоречия индивидуального развития
Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального разв ...
Главные разделы