В теоретической части нами были рассмотрены основные положения касающиеся различных исторических подходов к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача, а также спецификой взаимоотношений больного и врача, т.к. в настоящее время остро встал вопрос о необходимости включения психологической подготовки в курсы обучения и повышения квалификации медицинских работников. Эта проблема мотивирована тем, что профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом. От степени коммуникативной компетентности врача во многом зависит его успешная профессиональная деятельность.
Первая глава нашей работы посвящена рассмотрению психологических аспектов деятельности врача. В первом параграфе был освящен вопрос о последовательности построения терапевтического сотрудничества врача и пациента с учетом психологических факторов, придерживаясь которых врач может значительно повысить доверие пациента к себе, сформировать доброжелательные отношения, собрать наиболее точный и полный анамнез предполагаемого заболевания. Так же описывается план и стратегия лечения пациента, которые должны быть психологически выстроены так, чтобы созданный терапевтический альянс сохранялся на протяжении всего лечебного процесса.
Во втором параграфе рассматриваются два типа взаимоотношений в диаде «врач – больной», один из которых основан на директивно – авторитарной позиции врача, который занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегическую тактику лечения, все решения по ключевым вопросам лечебно – диагностического процесса принимает сам и берет на себя всю полноту ответственности. Партнерский тип взаимоотношений между врачом и пациентом более демократичен: он подразумевает активное участие пациента в лечебном процессе, при этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. Так же в данном параграфе освещены некоторые приемы, помогающие врачу завоевать доверие больного и расположить его к себе. Рассмотрены методы, с помощью которых врач может снять необоснованные страхи пациента и добиться психологической приемлемости необходимого лечения.
В третьем параграфе работы описываются профессионально значимые качества врача. Здесь были рассмотрены такие качества, как эмпатия – способность к сочувствию, сопереживанию, аффилиация – стремление находится с другими людьми, устанавливать эмоциональные отношения с окружающими, эмоциональная стабильность – сохранение контроля над своими эмоциональными реакциями и поведением в целом, сензитивность к отвержению, предоставляющая врачу своеобразную «обратную связь» с пациентом. Так же приведены представления больных об идеальном образе и тех качествах, которые ему просто необходимы. Наиболее важными пациенты считают уважительность, внимание, которое должно быть оказано в должной мере каждому больному, эмпатия, направленность на дело, тактичность и другие.
Материалы по теме:
Проблема одиночества пожилого человека
В целом, как подтверждает исследование, круг общения у пожилого человека сужается и ограничивается ближайшими родственниками, отчасти соседями и немногими друзьями. Утрачиваются многие идентичности и остается единственная идентификация с ...
Коммуникативная культура как условие
совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
Для выявления сущности коммуникативной культуры как личностно-профессионального качества педагога дадим анализ используемых понятий.
Коммуникация (лат.communicatio) - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на вза ...
Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся
Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Мышцы ...
Главные разделы