Заключение

Значение Я-концепции для понимания человеческой личности трудно переоценить. Появившееся в ходе многомиллионной эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия над собой предшествуют и служат мотивационным базисом всего поведенческого комплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что Я-концепция выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.

Таким образом, можно сделать вывод, что Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.

Материалы по теме:

Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
Стрессоустойчивость - это «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [13, с. 542-543] ...

Изучение игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Материалы включают в себя методики изучения игровой деятельности дошкольников, сравнительный анализ полученных данных об игровой деятельности как нормально развивающихся детей, так и детей с задержкой психического развития, воспитывающихс ...

Культурно–антропологическая интерпретация личности
Для психологии значение культурно-антропологических интерпретаций личности является, однако, иллюзорным: они неизбежно ведут к антипсихологизму. Уже в 40-х годах Линтон указывал на возникающую здесь трудность, которая состоит в том, что к ...