Социальные сети как трансформация подросткового интимного дневника

Материалы » Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей и подростков » Социальные сети как трансформация подросткового интимного дневника

Страница 1

Важным аспектом подростковой жизни издавна были интимные дневники. Внутренний диалог и потребность зафиксировать события собственной жизни тесно связаны с развитием самосознания и ощущением некоего коммуникативного дефицита, когда, как писал 15-летний Добролюбов, необходимо поговорить "хоть с самим собой, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания". Дневник символизировал воображаемого, в современных условиях трансформировавшегося в виртуального, друга.

Потребность в дневнике возникает у девочек значительно раньше. Девочки чаще и раньше мальчиков начинают вести дневники и делают это систематичнее, да и сами их дневники более интимны. Как правило, это описание собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Девичий дневник, чаще всего, средство не только внутренней, но и внешней коммуникации. Многие девочки охотно показывают свои дневники подругам, а при случае - и мальчикам.

Юношеские дневники встречаются значительно реже, они более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения, интересы и практическая деятельность автора, зато свои эмоциональные переживания мальчики описывают более скупо и сдержанно. Постоянно ведут дневники преимущественно одинокие или склонные к литературным занятиям мальчики, для которых ведение дневника служит профессиональной школой. Показывать свои дневники посторонним мальчики не любят, это знак очень высокого доверия.

С появлением Интернета коммуникативные возможности необычайно расширились. Теперь можно не только придумать себе друга, но и найти его в виртуальном пространстве. Прежние интимные дневники и журналы в значительной степени вытеснены такими формам интимно-публичного общения, как блоги и социальные сети, при этом формы онлайновой активности подростков быстро меняются.

Если в 2003 - 2006 годах количество блогов быстро росло, то к 2009 году, по данным опросов, доля блогеров среди американских подростков и молодых взрослых сократилась с 28 до 14%. Вместо этого подростки и молодежь чаще предпочитают проводить время в социальных сетях, типа Facebook и MySpace, которыми пользуются 73% всей американской молодежи, имеющей доступ в сеть (в 2006 году это делали 55% тинейджеров).

В России подростковые сетевые ресурсы меньше, а социологические опросы посвящены главным образом проблемам безопасности, что делает правдивость ответов более проблематичной. Тем не менее среди опрошенных в 2009 году 4338 старшеклассников вообще не пользуются Интернетом только 5%, для остальных его главной функцией является общение: 90% ведут онлайн-дневники, 87% общаются с друзьями через Скайп, 57% присутствуют в разных социальных сетях, типа Живого Журнала (ЖЖ).

Содержание и формы онлайнового общения чрезвычайно разнообразны. Важное место в нем занимает художественное творчество. В 2006 году 39% 12-17-летних "сетевых" американских подростков размещали в сети свои рисунки, фото, рассказы, видео и т. п., каждый четвертый включал найденный им онлайновый контент в собственное творчество. Однако главная функция Интернета - свободное общение, возможность себя показать и подружиться с кем-то интересным. Ключевое понятие здесь дружба: "MySpace is a place for friends". На компьютерном жаргоне, и не только американском, "другом" становится любой человек, который хочет общаться с тобой в сети. Это явная инфляция дружбы и интимности.

Однако не все так просто. Создавая свой блог или присоединяясь к ЖЖ, подросток обычно начинает с подражания сверстникам или по их прямому настоянию, но затем старается выработать собственный стиль. Ориентация на других дополняется маркированием собственной идентичности и экспериментированием с ней. Хотя Интернет допускает полную анонимность, многие блогеры и участники социальных сетей, независимо от пола и возраста, этой возможностью не пользуются. Создание новых идентичностей встречается сравнительно редко.

Онлайновая идентичность подростка, образ, который он представляет другим, большей частью соответствует его внесетевой идентичности. Хотя представляемый образ Я, как правило, в чем-то приукрашен (было бы странно, если бы было иначе), он вполне узнаваем. Так, 79% российских старшеклассников сообщают номер своего домашнего телефона, 65% - номер мобильника, 60% - номер школы или класса, 58% выкладывают свои фотографии и фотографии родственников. 8 школьников из 10 пытаются встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете, а 43% делают это часто.

Этот аспект связан с психологическими особенностями подросткового возраста. Всем известно, что каждый возрастной период обладает своей спецификой. Психика ребенка не тождественна психике взрослого, а его личность активно развивается начиная с раннего детства. Наиболее ярким и переломным периодом становления личности принято считать подростковый возраст. Именно этот период совпадает с началом активного использования ребенком Интернет-среды. Не умаляя факт использования компьютера и Интернета детьми дошкольного и младшего школьного возраста, отметим, что все же в этом возрасте обычно еще наблюдается более строгий контроль за временем использования компьютера со стороны взрослых и не такое активное и всепоглощающее стремление к «жизни в сети».

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Постнатальный период развития
Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений ЦНС играют наибольшую роль нейроинфекции. Наши собственные наблюдения над детьми раннего возраста, ретроспективный анализ акушерского анамнеза и анамнеза ж ...

Психологические подходы к исследованию памяти
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных нау ...

Виды рекламы
Традиционно выделяются восемь видов рекламы. Реклама конкретной торговой марки. Данный вид рекламы можно назвать преобладающим в ряду визуальной рекламы. Подобная реклама нацелена в первую очередь на узнавание бренда и определенной торго ...