Особенности и воспитание темперамента

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) – но не определяет ни поведения и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Установление типа высшей нервной деятельности людей связано с большими трудностями. В результате своих исследований Б.М.Теплов пришел к важным выводам, имеющим большое значение для педагогической практики. Он указывает, что в процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы учащегося, (этот процесс протекает очень медленно и пути его еще не достаточно изучены), а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника.

Особенности нервной системы человека, полученные им при рождении, называются генотипом. В течение жизни человека эти врожденные особенности не остаются неизменными: под влиянием среды, в результате воспитания происходит значительное изменение и даже перестройка врожденного типа нервной системы.

Особенности нервной системы человека, развивающиеся в течение его жизни, называется фенотипом

. Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а с фенотипом их нервной системы.

В связи с изменением типа нервной системы меняется и темперамент человека. Под влиянием воспитания наблюдается большая изменчивость особенностей темперамента. Задача воспитания темперамента заключается в том, чтобы постепенно развить положительные черты темперамента и приучить их сдерживать отрицательные его проявления. Воспитание темперамента неразрывно связано с формированием волевых черт характера человека. Только научившись сознательно управлять своим поведением, человек может выработать у себя положительные черты темперамента.

И.П. Павлов эксперементально доказал возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путем тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессами возбуждения. Отсюда И.П. Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения.

Это дало основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен.

Или другой вариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает обычный уровень. И, наконец, третий, вариант, когда сила процессов торможения и возбуждения достигает почти одного уровня.

Павлов приводил примеры, показывающие, что первоначальная неуравновешенность с течением времени посредством медленных и повторных упражнений могла быть в значительной мере выравнена.

И.П. Павлов считал, что путем, длительной посильной, тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи.

Последующие исследования показали, что подвижность нервных процессов является наиболее изменчивым в онтогенезе свойством нервных процессов.

И.П. Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Очевидно, что на темпераменте сказываются не только свойства нервной системы, но и соматическая организация личности

в целом. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Так, установлено, что при прочих равных условиях пассивно-оборонительное поведение преимущественно наблюдается у животных со слабым типом нервной системы, а агрессивное поведение – у сильных неуравновешенных особей.

В прошлом многие психологи сводили проявление темперамента к эмоциональной сфере. На самом деле темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных и волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.

Материалы по теме:

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая враждебность. Фрейд в своих работах впервые описал данный механи ...

Функции приватности как регуляторного процесса
Очевидно, что такое интересное явление, как приватность, выполняет важные задачи в структуре личности, самосознания и поведения человека. Так, А. Ф. Уэстин считал, что приватность служит следующим целям: 1) установлению личной автономии, ...

Теория Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать, и З.Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел. Психоанализ возник как м ...