Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда

Материалы » Типология акцентуаций характера » Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда

Страница 2

Основные типы акцентуаций по К. Леонгарду:

 демонстративный;

 педантичный;

 застревающий, ригидный;

 неуравновешенный, возбудимый;

 гипертимный;

 дистимичный;

 тревожный, боязливый;

 циклотимный;

 экзальтированный;

 эмотивный, лабильный.

Подробное описание типов акцентуаций

Гипертимный тип.

С раннего детства гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. У них может не быть проблем с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми если им позволяют делать все, что они хотят.

Когда родители начинают чрезмерно опекать, контролировать или подавлять, навязывая неинтересный им круг общения или дел, то подростки расценивают такие действия как покушение на их свободу и самостоятельность и реагируют однотипно – вспышками гнева и раздражения.

Как правило, гипертимы отличаются хорошей памятью, сообразительностью и живым умом. Но в силу отсутствия усидчивости и дисциплинированности, их успехи в учебе могут быть неровными – там, где достаточно способностей, они все легко схватывают, а на занятиях, требующих упорства и настойчивости, их успехи значительно хуже. Они могут прогуливать те школьные занятия, которые им не нравятся. Если же родители начинают контролировать посещение школы и выполнение домашних заданий, то территория конфликта расширяет границы, включая дом и семью. Это порождает усиление гипертимной реакции и, например, могут совершаться побеги из дома, причем подросток не задумывается, где он будет жить, чем питаться, он может совершать мелкие кражи продуктов или денег, у него нет четкой границы между дозволенным и недозволенным. Поэтому мелкие асоциальные действия совершаются им не потому, что сознательно желает нарушить закон, а потому что не думает об этом.

Обычно подростки – гипертимы стремятся занять лидирующее положение в своей компании, они во все вмешиваются, командуют другими и это может встретить противодействие со стороны других членов группы. Кроме того, конфликт со сверстниками может возникнуть изза того, что гипертимам быстро надоедает привычный круг общения, они начинают искать новую компанию, без труда входят в нее, как правило, по началу их воспринимают как остроумных и компанейских. Но в новой группе они тоже начинают проявлять лидерские претензии, а в подростковой компании, как правило, уже есть свой лидер, это может вызвать соперничество и новый конфликт.

Сверстников может тяготить чрезмерная активность гипертимов, далеко не всех увлекает их бесшабашность и склонность к авантюрам, это тоже может стать причиной конфликта. Поэтому гипертимы часто меняют подростковые компании и не всегда оставляют о себе положительное впечатление в покинутой группе, поэтому их уход члены компании порой воспринимаю с облегчением.

После окончания школы и изменения статуса в связи с поступлением в вуз, началом трудовой деятельности ломается их жизненный стереотип, но основные черты личности, как правило, остаются неизменными.

Во взрослом периоде жизни гипертимы по-режнему легко адаптируются в обществе, легко улавливают общий фон настроения. Они приветливы, добродушны, общительны, свободно проявляют свои чувства, не могут подолгу обижаться, таить злобу, вынашивать планы мести. Эмоции их просты и естественны, они понятны окружающим. С людьми гипертимной акцентуации легко и просто общаться, если не противодействовать их стремлениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Парадокс созидания искусства
Зачастую, когда врачи говорят: «К сожалению, он был болен», сами сумасшедшие благодарны своей болезни. Они говорят о том, что во время припадков их посещает муза или, будучи людьми религиозными, они видят Иисуса. К тому же, если уж подход ...

Основные течения социальной психологии
К середине 30-х гг. и далее не один десяток лет социальная психология как самостоятельная отрасль знания уже не существует. В Большой советской энциклопедии 1957 г. социальная психология характеризуется как одна из ветвей буржуазной психо ...

Функции индивидных свойств в развитии человека
Прежде всего, следует подчеркнуть, что все свойства индивида входят в структуру личности. Поэтому невозможно составить психологический портрет личности, игнорируя ее индивидные характеристики. Психофизиологические свойства индивида соста ...