Психологическая технология допроса

Страница 3

1) анализ материалов дела и круга вопросов, подлежащих выяснению;

2) изучение личности допрашиваемого;

3) обеспечение необходимых условий для допроса;

4) поведение самого следователя.

Основой для допроса является план, в котором определяется круг вопросов, требующих выяснения, их содержание и последовательность.

В непосредственном общении, следователь путем наблюдения получает информацию о внешнем облике свидетеля, потерпевшего, уровне их культуры, особенностях мимики, жестов, желании оказать помощь следствию.

Психологическое значение имеет время и способ вызова, а также обстановка и место проведения следственного действия. По общему правилу, свидетели и потерпевшие должны быть допрошены как можно скорее. Но если свидетель или потерпевший находятся в состоянии душевного волнения, растерянности, то допрос следует отложить. Определяя время вызова, нужно стараться сочетать интересы дела с делами и интересами вызываемых. Вызов не должен причинять допрашиваемым излишних трудностей и неприятных переживаний, которые могут осложнить отношения со следователем.

Лучше допрос проводить в нерабочее для них время, и не заставлять долго ждать в приемной или переносить допрос на другое время. Если показания очень важны для дела, то лучше для вызова воспользоваться телефоном, что будет способствовать установлению психологического контакта, позволит снять излишнее волнение, свойственное людям, вызываемым на допрос. Телефон способствует соблюдению конфиденциальности вызова, что необходимо учитывать и при отправлении письменной повестки. Она должна быть запечатана в конверте, чтобы окружающие (соседи, родные, близкие, заинтересованные и посторонние лица) не смогли ознакомиться с ней.

В ряде случаев местом допроса может быть не только место производства следствия, но и место происшествия (когда необходимо что-то прояснить у свидетеля и потерпевшего на месте), а также домоуправление или местный общественный пункт охраны порядка по соображениям нежелательности огласки факта вызова потерпевшего или свидетеля.

Нельзя забывать и о нарвственно-этической стороне при выборе места допроса. К больным и лицам преклонного возраста необходимо следователю выезжать на дом (или в больницу), в ряде случаев необходимо разрешение врача.

Успешность допроса зависит и от обстановки его проведения. Психологические основы допроса заложены в законодательстве, где сказано, что «свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других свидетелей…, а следователь принимает меры к тому, чтобы свидетели по одному и тому же делу не могли общаться между собой». Важнейшим психологическим правилом является допрос «с глазу на глаз», без посторонних лиц. Имеет значение обстановка кабинета, деловой и строгий стиль которой в большинстве случаев способствует доверительной беседе. Важно, чтобы на протяжении всего допроса ничто не отвлекало внимания следователя, потерпевшего, свидетеля, чтобы не мешали телефонные звонки, беседы с заходящими в кабинет сотрудниками.

Допрос – это длительное, содержательное, непосредственное общение следователя с допрашиваемым. Это диалог, где нередко сталкиваются два различных мировоззрения, две воли, две тактики борьбы, различные интересы. На допросе нередко решаются судьбы допрашиваемого и других лиц. Поэтому результат допроса во многом зависит от личностных качеств его участников, и в решающей мере от профессионально необходимых психологических качеств следователя. Принципиальный, справедливый, честный, доброжелательный следователь вызывает уважение у допрашиваемого, желание дать правдивые показания, помочь следствию.

Важны и такие социально-психологические качества, как выдержка, самообладание, эмоциональная устойчивость, жизненный опыт, профессиональные знания, способность логически правильно вести допрос. Умение найти нужный индивидуальный подход к допрашиваемому – одна из основных задач следователя. Этот подход предусматривает учет возраста, пола, образования, профессии, жизненного опыта допрашиваемого, уровня культуры, интересов, взглядов, испытываемых в момент допроса психических состояний.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ
Интенсивное развитие информационно-вычислительной техники и ее широкое использование при решении различных технических и управленческих задач обусловило актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективног ...

Задачи психологической службы образования
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: 1) Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста. 2) Развитие индивидуальных особенностей детей - инте ...

Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом
Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственного воспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислить взаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер. Сущ ...