В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практически действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе А.Валлона и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и многие другие [17].
П.Я.Гальперин внес в соответствующую область исследования новые идеи. Им была разработана теория развития мышления, получившая название планомерного формирования умственных действий. П.Я.Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.
Процесс формирования умственных действий, согласно П.Я.Гальперину, представляется следующим образом: ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно, в конечном счете, должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия. Далее идет выполнение заданного действия во внешней форме практическом плане с реальными предметами или их знаменателями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки в каждом.
Следующим этапом формирования умственных действий является выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой план означает не только выражение, действия в речи, но прежде всего речевое выполнение предметного действия.
Переход на следующий этап знаменует перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя» [17].
Наконец, завершением процесса формирования умственных действий является выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков [13].
Мыслительная деятельность включает в себя способности мыслить: анализировать – мысленно разделять предметы и явления на составные части; синтезировать – мысленно объединять предметы и явления в целое; обобщать соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений; конкретизировать – умение из общего выделить понятия – выводить суждения по принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. Группировать – объединять в группы по существенному признаку; классифицировать – соединять более мелкие группы в крупные классы, определенные своей принадлежностью; абстрагировать – выделять какую-либо сторону или аспект явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; устанавливать последовательности событий, исключать лишний предмет [28].
Материалы по теме:
Модель А.Е. Личко
Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала существенное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного отечественным психиатром А.Е. Личко. Личко разделяет позицию Леонгарда ...
Совладание с жизненными трудностями
Совладание с жизненными трудностями — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, ...
Социально-психологические характеристики групп
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за т ...
Главные разделы