Под вниманием понимается избирательность в работе всех органов чувств. Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Оно состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и не перерабатываемую человеком информацию на части по степени их важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна. Первый вид внимания называется чувственным, а второй интеллектуальным.
Есть несколько уровней психологического разделения информации по степени ее значения: сознательный, полусознательный и бессознательный.
Сознательный – это уровень, связанный с нецентрированным вниманием. Он включает в себя ту часть получаемых человеком сведений о мире, которая воспринимается наиболее отчетливо.
Полусознание содержит в себе то, что воспринимается с рассеянным вниманием, не всегда осознается и в данный момент не особенно важно для человека. Тем не менее, это может быть осознано и описано словами, т.к. представляется в реальных ощущениях и образах.
Бессознательное – это та часть воспринимаемой и перерабатываемой человеком информации, которую он вообще не осознает и в данное время не может описать словами или представить в ощущениях и образах. Это то, что не находится и не может быть в сфере внимания в любой момент времени. Например, человек может рассматривать внимательно какую-то деталь художественной картины. В этот момент она будет представлена в сфере его сознания. В то же самое время своим периферическим сознанием человек может сознательно воспринимать обстановку в помещении, где находится картина, пути необходимости описать ее. Но ни в данный момент, ни в какой либо другой он не может определенно и убедительно объяснить, а значит осознать и описать словами то, почему его внимание привлекло именно это, а не какая-нибудь другая деталь картины.
Каждый из названных признаков: сознание, полусознание и бессознательное выполняет в жизни человека и в познании им окружающего мира свою специфическую функцию. Сознание при помощи внимания выделяет в окружающем наиболее важную для человека в данный момент часть информации; полусознание включает в себя то, что может в любой момент понадобиться для разумной организации поведения, но сейчас еще не особенно необходимо; бессознательное содержит то, что важно для управления поведением и работой организма человека на уровне рефлексов.
Существуют разные психологические теории внимания. Одна из наиболее известных – моторная теория внимания Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
Материалы по теме:
Понятие и сущность педагогической поддержки
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка, обучением и воспитанием, является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Целью ...
Методики определения акцентуации характера
«Тяжелый характер» – всегда преграда для нормальных человеческих взаимоотношений. Например, причиной конфликта может выступать такая черта характера, как формализм. У некоторых людей формализм является проявлением застревающего и педантич ...
Разрешение конфликтной ситуации с учетом динамики ее развития
В процессе развития конфликтной ситуации обычно выделяются четыре более или менее выраженных стадии. Первая — характеризуется появлением проблемы, интересующей двух или нескольких человек (участников), но получающей различную трактовку со ...
Главные разделы