Показатели развития компетентности в общении

Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие:

· готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);

· владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);

· опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

· отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

· эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. [http://festival.1september.ru/articles/214521/]

Причинами плохой коммуникации могут быть:

· стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации; результат – отсутствие объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы зачастую не осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

· неприязненные отношения между людьми — если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

· пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое – диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния». [19]

Материалы по теме:

Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Проблема задержки психического развития в течение последних тридцати лет привлекает большое внимание исследователей. Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ...

Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста
Современное образование, ориентирующее педагогов на усиление личностного аспекта в развитии дошкольников, активизацию их субъектных отношений в познании себя и окружающего мира, обусловливает необходимость построения воспитательного проце ...

Активная старость и роль социально-медицинских работников в этом
Ответственной задачей социальных и медицинских служб является подготовка кадров, соответствующих работе со старыми людьми. Имеются в виду также специалисты, для которых воспитательное влияние на пожилых людей является как бы сопутствующим ...