Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

Материалы » Лидерские качества в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп » Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

В этом параграфе будут рассмотрены некоторые характерные социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах.

Данные, полученные в исследованиях Н.В. Беляковой, указывают на то, что при смене деятельности происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов группы. Так, если в процессе учебной деятельности не выявляется четко обозначенной структуры лидерства, то при исследовании той же студенческой группы в условиях внеучебной деятельности четко выявляются наиболее значимые лица.

Исследователь объясняет такое положение так:

1) учебная деятельность – ее цели, задачи, условия не предполагают наличие данной структуры, т. к. выдвижению лидера не способствует недостаточная конкретность образа цели, отдаленность перспективы, а также спокойное течение деятельности, очень слабо выраженные предпосылки проявления конфликтной ситуации;

2) в управленческой деятельности факультета конкретно проявляется достаточно выраженное совмещение функций руководителя и общего лидера.

Соответственно, все это не предполагает актуализации лидерских функций. Тогда как более глубокое исследование показало, что при возникновении конкретной ситуации возникают конкретные непосредственные цели и при осознании их группой важными лидерские функции становятся резко востребованными. Этот вывод представляется достаточно важным.

В зависимости от содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которых острота востребования проявления лидерских функций группы не однозначна. Так, спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны в условиях, не создают предпосылок для актуализации лидерских функций и, соответственно, требований, предъявляемых членами группы к занятию социальной роли лидера [4, 7].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс учебной деятельности не является благоприятной почвой для выделения лидеров из числа студентов в силу его равномерности и небольшого количества ситуаций, требующих от группы принятия волевых решений. В свою очередь, деятельность не связанная с процессом обучения предполагает постановку конкретных задач, что делает качества, присущие лидерам, необходимыми группе.

В работе Н.В. Беляковой систематизируются знания о структуре группы: «Всякая групповая структура, в том числе студенческая, представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы: выделяются группы наиболее популярных студентов (их условно называют «звездами»), достаточно уважаемых («предпочитаемые»), включенных в общение («принятые») и психологически изолированных студентов («аутсайдеры»). Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы» [4, 9]. Необходимо отметить, что степень уважения всей группы к тому или иному студенту определяет лидер группы и наиболее популярные студенты, создавая, таким образом, четко регламентированную закрытую систему с конкретными требованиями к членам группы и жесткими критериями вступления в нее (это особенно характерно для групп с четко выраженным лидером).

Материалы по теме:

Характеристика кризиса трех лет
Три года – возраст открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! В этом возрасте, мальчики уже четко осознают свою половую прина ...

Нейрофизиологические аспекты памяти
Изучение механизмов памяти долгое время было мало разработанным разделом нейрофизиологии. Мозговая организация различных форм мнемической деятельности значительно новое направление в нейрофизиологическом аспекте[30, с. 268]. Причиной так ...

Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения
На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: · Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход[5],[6],[7], определяющий приоритетность потребностей, целей и ценнос ...