Активизация познавательной деятельности учащихся

Материалы » Способы организации и развития внимания учащихся старших классов » Активизация познавательной деятельности учащихся

Страница 3

Большое количество примеров подобных утверждений можно почерпнуть в истории софисткой школы Древней Греции.

4. Проблемный вопрос

. Этот прием предназначен для развития мышления учеников, но может быть использован для привлечения внимания.

Необходимо понимать, что не всегда проблемный вопрос сам по себе вызывает интерес. В этом случае ученики дополнительно мотивируются обещанием дополнительной оценки или тем, что ответ на вопрос дает знания полезные в быту.

5. Тема, отвечающая практическим интересам учеников

. Формулировка темы таким образом, чтобы ученик мог применить полученные знания вне школы, в повседневной жизни.

6. «Незаконченная история»

. Прием, связывающий два урока. На первом учитель начинает интересный рассказ, задает необычный вопрос, берется доказать казалось бы алогичное утверждение и т д. На втором заканчивает рассказ, отвечает на вопрос, приводит доказательство и т. д. Таким образом, намеренно оборвав себя на первом уроке, учитель заранее стимулирует внимание учеников к этому вопросу на следующем уроке.

7. Внешность, поведение учителя

. Прием «на грани фола». Например, известен случай, когда преподаватель, читая лекции, гримировался под известных ученых: Менделеева, Бора и других.

Данные приемы не исчерпывают всех способов привлечения непроизвольного внимания. Учитель вполне способен самостоятельно разработать набор таких приемов, опираясь на описание свойств этого вида внимания и свой здравый смысл. Но при этом эму потребуется произвести трудоемкую, отнимающую время умственную работу, дабы органично вписать подобранные приемы в контекст урока, четко спланировать их применение.

Кроме того, на уроке учитель может активизировать послепроизвольного внимание школьников. Этот вид внимания возникает в тех случаях, когда, приступив к выполнению задания по указанию учителя, ученик обнаруживает в задании моменты интересные для него лично. В этом случае необходимость в волевом усилии для сосредоточения на задании падает, произвольное внимание переходит в менее утомительное послепроизвольное. Очевидно, что организация этого вида внимания требует разработки и включения в ход урока заданий интересных школьнику. Ниже приведены примеры некоторых интересов, к которым может обращаться учитель на уроке.

Практический

– интерес к сведениям применимым в быту, в жизни.

Познавательный

– интерес к той или иной области знаний. О познавательном интересе говорят тогда, когда предмет интересен ученику сам по себе, в силу его личных предпочтений. Использовать познавательные интересы сложнее, так как они индивидуальны, а часто и вовсе не выражены. Однако можно попытаться найти познавательный интерес, который бы разделяла большая часть класса. Например, техника для мальчиков, мода - для девочек. Или профильный предмет в классах по интересам.

Интерес, связанный с самоутверждением

– желание показать свои способности окружающим, желание показать себя умным и эрудированным. Аппелировать к этому интересу можно лишь в единичных случаях, иначе характер учеников деформируется в сторону демонстративности.

Разумеется, вызвать послепроизвольное внимание к заданиям у всего класса не просто, в определенных случаях вообще недостижимо. Но необходимо – стремление стимулировать этот вид внимания побуждает учителя подбирать формы занятий «на интерес». И если формы подобранны грамотно, ученики на уроках меньше утомляются, лучше понимают и запоминают материал и становятся более любознательными.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные ...

Неиродинамические свойства индивида
Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена, в том числе свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями. И. П. Павлов полагал, что свойства нервных процессов определяют тип высшей ...

Понятие памяти, виды и функции памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - ...