Разнообразные формы работы с импульсивными детьми

Страница 2

Приобретая опыт общения со сверстниками посредством игры, ребенок подготавливается к свободному самопроявлению эмоций, активному общению, освобождается от эмоциональной напряженности.

Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи и дошкольного образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому, и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден, подчинятся этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть.

В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила или нарушает – это сразу замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры – соревнования – наиболее сильное «испытание» для импульсивного и нетерпеливого ребенка, особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, желание быть первым и лучшим.

Популярная настольная игра лото – это пример с правилами и одновременно игры – соревнования, от ребенка в ней понадобится быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции; быть терпеливым и не обижаться в случае проигрыша и т.п.

Народные игры – этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что позволяет детям, незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения. Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней начало игровой деятельности, как правило, предшествует зачин (игровая прелюдия). Например, дети испытывают друг друга в молчании, то есть «бросают жребий»: кто дольше всех промолчит тому водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных детей.

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как не умение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других.

Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка в играх с малыми группами, и только после этого переходить к коллективным играм. В качестве индивидуальной работы можно рекомендовать, например, разработанную психологом Шевцовой И. В. игру «Разговор руками», игру Черепановой Г. Д. «Послушай тишину», «Сделай так», «Маленькая птичка», «Археология», «Шариковый бой».

А коллективные игры могут быть следующими: «Черепаха», «Дотронься до…», «Морские волны», «Броуновское движение», «Говори», «Колпак мой треугольный», «Веселая игра с колокольчиком» и другие.

Игру, в том числе с правилами, обычно рассматривают как самостоятельную деятельность детей, возникающую и протекающую не зависимо от взрослого.

Однако сами дети далеко не всегда могут создать достаточно интересную дл них игру с четкими, осознанными правилами, а тем более выделить правило как предмет своей деятельности. Вовлечь ребенка в игру и выделить и сделать привлекательными ее правила, может только человек, уже овладевший этой деятельностью. Традиционно такую функцию выполняют старшие дети, передававшие способы и правила игры младшим. Однако в последнее время в связи с распадком детских разновозрастных сообществ (и в семье, и во дворе, и в детских учреждениях) передача игр с правилами от одного поколения к другому оказалась нарушенной. Эту функцию передачи игр с правилами, столь важную для развития произвольного и осознанного поведения дошкольников, должен взять на себя взрослый, воспитывающий детей.

Помимо игр для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, которые организуются взрослым. В этих беседах взрослый задает, вопросы о правилах игры и о тех нарушениях, которые ребенок заметил у других детей и у себя. При фиксированности вопросов беседа должна, тем, не менее, носить живой, не стандартизированный характер. Взрослый может помочь ребенку вспомнить те правила действия, которые тот забыл или не понял, напомнить допущенные им нарушения правил, показать или подсказать, как нужно действовать в той или иной ситуации, помочь найти некоторые «технические приемы», овладевания своим поведением (убрать руки за спину, думать о будущем рисунке и т.д.). в процессе такой беседы происходит активное совместное осознание ситуации, правил действия в ней и собственных действий ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Основные проявления социально-психологической дезадаптации личности
По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется. Многие исследователи подчеркивают, что адаптацию нельзя связывать с появлением только поле ...

Исследование соотношения академической успеваемости и межличностных отношений младших школьников
Во время обучения в учебном заведении ребенок находится в окружении других детей, и между ними складываются определенные взаимоотношения, иногда довольно сложные. Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на резул ...

Психологическая наука в постсоветском Казахстане
Состояние психологической науки в Казахстане в постсоветский этап можно оценить как период значительного подъёма в её развитии. Ныне она непрерывно обогащается новыми научными данными, совершенствуется её понятийный аппарат и методы иссле ...