Физические и психологические изменения в пожилом возрасте

Материалы » Возрастная психология » Физические и психологические изменения в пожилом возрасте

Страница 2

д

елюзивного состояния (устойчивых идей бредового характера, чаще всего бреда «ущерба»).

В психологии пожилого человека давно используется понятие эгоистической стагнации, для описания этого унылого и бесцветного увядания. Эгоистическая стагнация – это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Собственное «Я» этого человека замкнулось в плоскости прошлого. Это такое «Я», которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую «Я» реагирует проявлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться, так как без них теряется драгоценная часть «Я».

Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной степени существенных качеств человека – его любви к людям и к жизни или отсутствия таковых. Куда только исчезает былая разговорчивость, превратившаяся в нескончаемую старческую болтовню. Что стало с рассудительностью, почему вместо нее подозрительность? Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью… Неуловимое время прорисовывает далеко не лучшие качества и черты у пожилого человека, попавшего в эгоистическую стагнацию, обусловленную всем ходом развития его предыдущей жизни.

Между тем, по статистическим данным картина не столь удручающа. Так только 5% пациентов в возрасте 65 лет и старше находятся в состоянии глубокой деменции, а 10% имеют лишь слабые симптомы интеллектуального угасания. Делирий отмечен лишь у 1,1 %, а глубокая депрессия у 1,5% населения в возрасте от 55 лет и старше. Таким образом, большая часть пожилых людей имеет веские основания без тревог встречать предстоящие десятилетия жизни.

Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Потому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления – ее можно рассматривать и как период развития – в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезно прожитой жизни, отчаянием. Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости.

Страницы: 1 2 

Материалы по теме:

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его ...

Учебная успеваемость в связи с уровнем интеллектуального развития
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства. Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. В ...

Биография А.Г. Асмолова
Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психол. наук (1976), доктор психол. наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Гла ...