Заключение

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит, в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.

Мышление - это движение идей раскрывающая суть вещей.

Мышление делится на виды: теоретическое понятийное, теоретическое образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действует только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются изменяя его эмоции. Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно что чувство придает мысли придает большую страстность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна как без логики, знаний, умений, навыков.

Кроме обычных нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Один из необычных видов мышления получил название аутизма. Во многих отношения аутистическое мышление противоположно, реалистическому. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту.

Психологами было затрачено много усилий на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет.

У творческих людей нередко удивительным образом сочетаются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

В процессе напряженного мышления у человека могут возникать озарения (инсайты) при возникновении которого человек понимает нечто очень значимое, казалось бы, не относящееся непосредственно к предмету его трудных размышлений. Алгоритм инсайта непостижим, как тайна философского камня, ради которого жертвовали всем, ибо все остальное дарит меньшее счастье. И все же на путях изучения дивиргентного (ширящегося, расходящегося) мышления, прорывающегося на неясные просторы бытия, приоткрываются тайны ресурсов креативности.

Материалы по теме:

Молодёжная субкультура как система ценностей
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной ...

Особенности личности застенчивых
У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (P. Pilkonis, Ph. Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертиров ...

Наблюдения и условия эффективности восприятия
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется ...