Надо признать неоднозначность взаимоотношений когнитивного и эмоционального компонентов творчества, хотя первый не становится при этом ведущим [4], [7]. Однобокость представлений о непременном доминировании когниций над эмоциями проистекала из представлений о предметности эмоций и о знании как о решающем факторе для понимания поведения человека. Обширные теоретические и эмпирические исследования В.С. Мерлина и Л.Я. Дорфмана показали, что "в действительности фундаментальным является положение о многозначности связей эмоций и когнитивных образов. Данное положение возвращает эмоциям способность в равной мере как обслуживать когнитивные образы (предметность эмоций), так и, наоборот, инициировать ряд когнитивных трансформаций" [5; 159-160].
Несомненно, многозначность связей эмоций и когниций и инициирующая роль стрессово-эмоционального напряжения создают механизмы и силы процессов инсайтно-креативного творчества. И все же непременным его резервом должен быть талант творца, а лучше гениальность [13].
Материалы по теме:
Развитие социального поведения младшего школьника
К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченн ...
Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия
Причины возникновения Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наибол ...
Влияние различных
видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающ ...


Главные разделы