Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества

Материалы » Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества » Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества

Страница 3

Вслед за предтворческими стрессовыми состояниями, описанными выше, включается (не всегда!) стресс творчества. Кратко рассмотрим его уровни. Еще Шакья Муни (Будда) в "Сутре золотого лотоса" изложил свои воззрения на интеллект, описав три его уровня [13].

Используя современную терминологию можно сказать, что на первом - уровне компилятивного творчества - происходит собирание, классификация, рубрикация, ранжирование известных разрозненных знаний и фактов.

Второй уровень - это проективное творчество; здесь имеет место создание обобщенных новых суждений, истин, на основании собранных знаний. Как и во всяком труде, в таком творчестве могут быть радостные находки и мучительные поиски, неудачи. Многие психологи изучают лишь два этих уровня творчества [13].

На третьем уровне творчества, который принято называть инсайтно-креативным, у размышляющего человека вдруг возникает озарение (инсайт) - и он понимает нечто очень значимое, казалось бы, не относящееся непосредственно к предмету его трудных размышлений. Я.А. Пономарев рассматривал этот результат как двойственный результат напряженной умственной деятельности, когда помимо основного продукта проективного мышления интуитивно возникает побочный продукт интеллектуальных напряжений [18]. Будучи результатом инсайтно-креативного творчества, такой продукт создается не целевым осмысленным первоначально не замеченных закономерностей и свойств изучаемых объектов. Человек непроизвольно концентрирует на них свои умственнее усилия.

Не стоит огорчатся из-за того, что кто-то не попадает в число "инсайтных творцов", наделенных даром прозревать истины, делать открытия, создавать творения, озаренные новизной. Немало "компилятивных творцов" были выдающимися властителями, администраторами, полководцами. Сами неспособные к творческим озарениям они отчетливо разбирались в людях и ставили на ответственные посты, посылали на ответственные участки сражений профессионалов, способных к инсайтным решениям в критических ситуациях.

Очень часто проективные творцы, наделенные разумом и упорством, становятся блестящими профессорами, педагогами, создателями замечательных учебных программ, фундаментальных учебников. Этого не смогли бы сделать инсайтные творцы, увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому классификаторству. Некоторые из них не способны к оптимизации своих социальных контактно. Они слывут неуживчивыми людьми с дурным характером. Не умея организовать свой быт (не тратя силы на него), они живут в запустении, а при отсутствии рационального покровителя (спонсора), финансирующего их творческие причуды, подчас погибают в нищете позабытыми.

К.С. Станиславский, создавая на репетициях мощное психическое напряжение (стресс), побуждал актеров к высшему уровню творчества, к сверхсознанию [21], неконтролируемом разумом и волей. Позднее П.В. Симонов интерпретировал "сверхсознание" как механизм творческой интуиции [22]. Ее пробуждает стресс творчества, стресс вдохновения. При этом "…перевод эмоций в план представлений совершается чаще всего… в отсроченном режиме, т.е. после переживания эмоций" [5; 163], а не как одномоментный процесс. Только почувствовав инсайт как стрессовый пароксизм, субъект осознает открывшийся ему смысл, истину, решение. Бывает, что в экстазе радости от своего открытия человек забывает открывшееся и потом воссоздает его мучительным припоминанием [13].

Инсайтно-креативное прозрение локализуется вне сознания. Неведомость его рождения позволила Н.Н. Моисееву говорить о нем как о "бифуркации" потоков эволюции системы [16]. Внезапность осознания продукта озарения формулируется как качественный скачек в изменении интеллектуальной системы. Эустресс прозрения может иногда смешиваться с дистрессом горя, если перед прозревшим открылись печальные горизонты его прошлого и будущего.А. Маслоу полагал, что способность к креативному творчеству имеет врожденный характер, но теряется большинством людей под воздействием неблагоприятной среды.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Восприятие, его виды и свойства
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым с ...

Сравнение особенностей коммуникативной сферы у детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития
Поскольку большинство работ написано на тему исследования общения у лиц с легкой умственной отсталостью, мы рассмотрим особенности общения у детей с легкой умственной отсталость в сравнении с детьми с ЗПР. Нарушения вербального общения у ...

Свойства темперамента
В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие: Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды. С ...