Отцовство как психологический феномен

Страница 1

Исследования, проводимые в области исследования воспитания детей в семье, уделяют огромное значение отношениям ребенка и матери, роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины, влияние матери на развитие ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования принятия матерью ребенка [2]. Особенности же отцовства, эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловые аспекты мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и практически значимыми. Формирование отцовского чувства и роли отца занимает в основном теоретический аспект.

Традиционно отцовство определяют, как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью [56]. Одной из сфер, ярко обнаруживающих различия мужского и женского, является сфера реализации родительских функций и ролей. Отцовская и материнская роли не тождественны по своей сути и содержанию. Считалось, что связано это как с биологическим, так и социальным полом (гендером) каждого из родителей. Феномен отцовства изучается психологами в зависимости от теоретического подхода к половой роли отца [13,11]. Культ мужчины был всегда культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства сплошь и рядом атрофируются.

Как влияют исторические и социокультурные вариации на реальную функцию отцовского вклада в воспитание детей? Ответить на этот вопрос нелегко. С середины 20в. в связи с изменением положения женщины в обществе наметился поворот к «новому отцовству». Женщину перестала удовлетворять замкнутая жизнь, ограниченная определённым кругом семейных интересов, и экономический интерес заставил её заняться производственной деятельностью. В свою очередь, оплачиваемая работа предоставила женщине некоторую автономию. Эта ситуация явилась причиной осознания мужчинами своей новой роли, усиления их ответственности за семью и детей [32,136].

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» — один из самых распространенных стереотипов общественного сознания второй половины XX в., причем этот стереотип является в известной степени транскультурным, «перекидываясь» с Запада на Восток и игнорируя различия социальных систем [13,11].

Верно, что отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими [23,37].

Почему же людям кажется, что отцовский вклад в воспитание снижается? Помимо других причин сказывается ломка традиционной системы долевой стратификации. Если пренебречь частными межкультурными различиями, в традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонофикация власти и пример для подражания, наставник. По мнению И.С. Кона ломка традиционной системы половой стратификации приводит к изменению, гендерных ролей, вклада отца в воспитание [22,48]. Психоаналитический подход говорит о том, что мать дает любовь и принятие, отец – любовь условную, за выполнение каких-либо предписаний и одновременно защиту. Но фактически мы имеем дело с двумя разными социальными институтами — отцовством и материнством [24,117]. Биосоциальный подход кажется в данном случае более плодотворным, нежели чисто социологический. Биосоциальный подход, по словам России, не утверждает генетического предопределения полового разделения труда, он указывает лишь, что биологические предпосылки формируют то, чему мужчины и женщины учатся и насколько легко они овладевают той или иной деятельностью. Иными словами, врожденные свойства формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют на легкость, с какой мужчины и женщины обучаются (или разучиваются) поведению, которое общество считает нормативным для их пола [22,51].

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме: