Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте

Материалы » Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста » Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте

Страница 3

В области восприятия происходит переход непроизвольного внимания к целенаправленному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Прежде всего, это связано с социальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условиях которых и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в других людях и установления отношений их к нему и его к ним.

Возможность ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связана с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различие отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности – наблюдение. На занятиях ребенок получает, а потом и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных предметов и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным.

Согласно общепринятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие [36,79]. Прежде всего, формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать, а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой. Для младшего школьника характерна способность удерживать внимание на интеллектуальных задачах.

На смену наглядно-действенному мышлению приходит наглядно-образное мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте [38,215].

Мышление ребенка в начале отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности.

7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций [37,66]. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление [26,309].

Ж. Пиаже описал исследования, которые указывают на отсутствие у ребенка представления о постоянстве некоторых свойств вещей как на характерную черту детей до 6-7 лет [26,310].

Современные работы Роберта Сиглера указывают на то, что дети этого возраста используют самые разнообразные виды мышления или стратегии - от очень простых до сложных – применительно к одинаковому виду проблем, в различных попытках, в один и тот же день [15,167].

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Виды рекламы
Традиционно выделяются восемь видов рекламы. Реклама конкретной торговой марки. Данный вид рекламы можно назвать преобладающим в ряду визуальной рекламы. Подобная реклама нацелена в первую очередь на узнавание бренда и определенной торго ...

Роль темперамента в деятельности человека. понятие ценности темперамента
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчив ...

Агрессивность подростков: ее виды и критерии
В настоящее время особенно ярко агрессия проявляется в подростковом возрасте. Многие из них таким способом стремятся достичь чего-либо. Причем, исследования показали, что если раньше чаще всего встречались с агрессивными поведением подрос ...