Достоверно установленными качествами предпринимателей являются независимость мышления и поведения, отсутствие страха перед неопределенностью и риском, опыт работы и /обычно/ образование, как в выбранной сфере деятельности, так и в бизнесе в целом.
Кроме мотива статуса, основными мотивами к предпринимательству являются ожидание и уверенность, что свое дело сделает предпринимателя богатым, а также потребность в личной независимости, нетерпимость к повседневному контролю. Предприниматели по своему характеру и мышлению независимы и плохо работают в "команде" В структуре управления корпорацией они не имеют успеха; сложности в карьере или увольнение создают дополнительные внешние стимулы начать собственное дело.
Социально-психологическая ситуация, в которой находится современный деловой человек, формирует у него следующие психологические особенности, оказывающие прямое влияние на отношение к деньгам:
- рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;
- недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;
- автономизация — прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения;
- агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
- авторитарность — преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения;
- амбициозность, некритичность — коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес;
- экстрапунитивность — склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;
- суеверно-мистическая настроенность — парадоксальное сочетание чрезмерного рационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д.
Таким образом, специфика организационной деятельности в разной степени определяет отношение к деньгам. Так, люди, работающие в государственных учреждениях, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как сотрудники коммерческих частных фирм, чей заработок часто зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности.
Экономическое сознание – частная форма индивидуально или группового сознания, которая заключается в разных формах знания субъекта о различных экономических объектах и его отношение к этому знанию. Под экономическим сознанием понимаются социальные представления, установки, отношения, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях (Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.).
Субъективное благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало. Оно содержит все три компонента, психического явления, - когнитивный, эмоциональный, поведенческий, и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения. Феномен субъективного благополучия в первую очередь связан с субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе, его стремлениями, представленными в самосознании. К возможным основаниям экономического благополучия относят удовлетворение трудом и доходом, удовлетворение потреблением и гражданское удовлетворении (системой, экономической политикой).
Материалы по теме:
Физические и психологические изменения в пожилом возрасте
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию (51 – 65 лет), который постепенно переходит в период старости (от 65 и выше, в некоторой литературе от 71 года и выше).
Это очень трудный период для наших ...
Учебная успеваемость в связи с уровнем интеллектуального развития
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства. Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности.
В ...
Сущность и развитие
межличностных отношений в группах
Вступая в общение и взаимодействие внутри данной группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между лю ...
Главные разделы