Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Материалы » Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР » Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Страница 2

По всем изученным параметрам процесса заучивания выявились специфические особенности произвольной памяти детей с задержкой психического развития. Так, в задании на опосредованное запоминание с опорой на картинки дети с задержкой психического развития в большинстве случаев подбирают для запоминания слова, те же картинки что и дети с нормальным развитием. Однако последующее воспроизведение слов на основе отображенных картинок вызывает у них значительные затруднения. Часто они называют совсем не те слова, которые были заданы, а слова придуманные ими самими.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Но не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Не понимая поставленной перед ними задачи, дети с ЗПР не могут применить специальные приемы заучивания (проговаривание вслух, повторное называние, группировка материала), продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию [15, с. 230].

Необходимым условием высокой продуктивности деятельности запоминания является также ее целенаправленность. Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что снижает эффективность запоминания. Сниженная целенаправленность мнемической деятельности отчетливо обнаруживается у детей с ЗПР у случаях, когда они должны запомнить материал, пользуясь специальными приемами, повышающими эффективность произвольной слуховой и зрительной памяти. При этом дети с ЗПР видят цель деятельности в выполнении некоторых логических операций, которые в действительности являются лишь средством осуществления мнемической задачи. Происходит соскальзывание с цели.

Эффективность произвольной зрительной и слуховой памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного и контроль за точностью воспроизведения [15, с.235].

Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается недостаточность всех видов памяти. Недостатки произвольной памяти в значительной степени связаны со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. На выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети. Но происходит это не за счет длительности активной деятельности, а из-за неумения организовывать мыслительный процесс и сосредоточивать внимание на выполнении задания. Дети с ЗПР не используют специальные мнестические приемы.

Дети с задержкой психического развития отличаются от нормально развивающихся сверстников по точности воспроизведения экспериментального материала. При воспроизведении присутствует посторонний материал.

Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении.

Страницы: 1 2 

Материалы по теме:

Проблема манипулятивного воздействия в психологии
Феномен манипуляции хорошо известен психологам. Первые замечания о необходимости изучения сферы поведенческих манипуляций людей в достижении своих целей были сделаны еще Паскалем, Монтенем, Грасианом, Лабрюйером, Ларошфуко, Монтескье, Мак ...

Развитие психодиагностики в период с 1901 года по 1917год
Психодиагностика, родившая в конце XIX века и выступающая в качестве науки об индивидуально-психологических различиях и претендующая на их измерение, подошла к началу нового века закаленной в дискуссиях и спорах об измерении интеллекта, п ...

Физические и психологические изменения в пожилом возрасте
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию (51 – 65 лет), который постепенно переходит в период старости (от 65 и выше, в некоторой литературе от 71 года и выше). Это очень трудный период для наших ...