Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды

Материалы » Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников » Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды

Страница 2

3) фаза истощения. После длительного действия стрессора вновь появляются признаки тревоги. Теперь они могут носить необратимый характер. В крайних случаях возможна даже гибель организма.

Александровский Ю.А отмечает, что в целом ситуация, в которой чаще всего оказывается человек такова, что он почти постоянно находится в

состоянии тревоги, т.е. первой фазы адаптационного синдрома. Нередко фаза тревоги развивается на фоне истощения от воздействия предыдущего

стрессора [1].

Получит ли определенный раздражитель положительную или отрицательную оценку, возникнет ли ощущение угрозы, зависит не только от характера и интенсивности воздействующего фактора, но и в значительной степени от особенностей индивида. В связи с этим каждый раздражитель, даже самый слабый, в определенных условиях может играть роль стрессора, запускающего адаптационный процесс. Однако ни один раздражитель не вызывает стресса у всех без исключения индивидуумов, подвергшихся его воздействию [51].

Длительное и интенсивное воздействие стрессоров в младшем школьном возрасте также приводит к появлению отдельных признаков эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности, проявляющейся в некоторых случаях в виде психосоматических расстройств [22].

Функционирование подсистемы социальных контактов связано с возможностью удовлетворения потребности в общении, самовыражения человека и становления его как личности. В младшем школьном возрасте деятельность данной подсистемы характеризуется формированием коммуникативных навыков, приобщением к образцам нравственного поведения, обучением исполнению различных социальных ролей, которые отводятся ребенку сверстниками и учителем с учетом его личностных качеств.

От функционирования подсистемы, обеспечивающей состояния бодрствования и сна, зависит ритмическое и последовательное повышение и снижение в течение суток психической активности, что определяет различные возможности для человеческой деятельности. Признаками нарушения функционирования подсистемы являются различные пресомнические, ин-трасомнические и постсомнические расстройства.

Еще в 70-х годах многими отечественными исследователями отмечалось нарушение режима дня младших школьников и прежде всего первоклассников. Средняя длительность приготовления домашних заданий составляла 1 час 57 минут, ночного сна - 10 часов, пребывания на открытом воздухе - 2 часа 56 минут. Эти данные свидетельствуют о том, что большинство первоклассников имели в то время дефицит сна, сокращенное время активного отдыха и значительно увеличенное время выполнения домашних заданий [19]. Если учесть введение новых образовательных программ в последние годы, в содержание которых включено множество отсутствовавших ранее тем, то комментарии о произошедшем в связи с этим изменении режима школьников излишни.

Подсистема эндокринно-гуморальной регуляции включает в себя различные эндокринные и биохимические механизмы. Все стадии адаптационного процесса сопровождаются биологическими изменениями, такими как: вегетативная активация, гормональный выброс, интенсификация метаболических реакций тканей и т. д.

Для поддержания адаптированного состояния важна ось гипоталамус -гипофиз - кора надпочечников, которая представляет собой координированную систему. Стрессор возбуждает гипоталамус, «продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и другим сопутствующим изменениям - атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара». «Другая типичная черта стрессовой реакции - образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, но автономная нервная система тоже играет роль в их появлении». Таким образом, объективными признаками стресса являются: 1) увеличение надпочечников; 2) атрофия вилочковой железы; 3) желудочно-кишечные изъязвления [51].

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (П.К. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симон ...

Теоретический анализ понятий контроля
Контроль – один из относительно совершенных механизмов регуляции познавательных процессов. Он опосредует отношения индивида со средой так, что учитываются и потребности личности и объективные свойства стимуляции. Самоконтроль- осознание ...

Влияние установки на ролеве ожидания
Установка часто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведен ...