Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия

Материалы » Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия » Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия

Страница 1

Важнейшим показателем развития ребенка дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляется все его достижения.

Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. В детской педагогике проанализированы самые разные виды игр: манипулятивная игра, режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая. Центральное место среди них занимает сюжетно-ролевая игра. Именно сюжетная игра интегрирует и выявляет самые существенные стороны развития ребенка. Именно в игре происходят наиболее существенные изменения в психике ребенка, которые подготавливают его к новой, более высокой ступени развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [8, с. 7].

Глухого ребенка надо специально учить умению играть, необходимо руководить его играми, при отсутствии такого руководства задерживается развитие игры. Все это сделало необходимым и возможным включать в программу обучения и воспитания глухих детей игровую деятельность. Обучение при этом должно проводиться с учетом особенностей глухих детей, своеобразия их игровой деятельности.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают сюжетно-ролевые игры, игра-труд, дидактические и подвижные игры. Подвижные и дидактические игры имеют огромное значение для развития ребенка с нарушением слуха, но большее внимание специалистами уделяется сюжетно-ролевым играм. Это вызвано тем, что овладение глухими детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей, труднее всего обучать детей сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и об общем развитии самих детей [7].

Игра является ведущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка. При правильной организации игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития глухих детей, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций, включая речевую (и их коррекция), так и личности ребенка в целом Игра является источником различных видов творческой деятельности детей, действенным средством развития воображения, способствует развитию творческого восприятия и отображения детьми действительности.

Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у глухих детей не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями [7].

Обучение детей игровой деятельности строится с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей – их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т.д.

Игра детей есть специфическая форма анализа воспринимаемого явления и последующего его синтеза. Воспитатель руководит восприятием детей, делая его аналитическим и последовательным. Своими вопросами, указанием, оценкой поведения отдельных персонажей детской игры, замечаниями, а также в последующей беседе он уточняет роль и обязанности каждого служащего в общей работе и вызывает положительное эмоциональное отношение детей к ней. Этим обеспечивается и последующий, еще более осмысленный синтез, т.е. воспроизведение жизни людей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

Пятнадцать шагов к уверенности в самом себе
1.Осознайте ваши силы и слабости и поставьте себе достойные цели. 2.Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте свои возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть. Сделайте инвентаризацию в хранилище ваших сценариев и ...

Социально-психологическое содержание понятия «гендер»
Как пишет Р. Унгер: «Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых еще не известны. Проблема ...

Воображение
Воображение, как и мышление, относится высшему познавательному процессу. Самой главной особенностью процесса воображения является то обстоятельство, что оно дает возможность не только еще до начала представлять результат труда, но и предс ...