Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием

Материалы » Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия » Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием

Страница 1

Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [10].

Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой – настоящей творческой мысли будущего человека» [31, c. 146].

Игра немыслима без речевого общения детей друг с другом. Даже играя в одиночку, многие дети сопровождают свои действия словами, рассуждениями, вопросами, характерными для действия отображаемых персонажей.

Все большее включение речи меняет сам процесс игры. Все большее место в игре старших детей занимают разговоры, обсуждения, речь действующих персонажей. Возможность спланировать игру говорит о том, что у старших детей изменяются отношения действия и речи в этой деятельности. Они все чаще в своих играх сопоставляют, сравнивают предметы, людей и их действия между собой, делают выводы, конкретизируют их раньше, чем приступить к действию, которое служит старшему способом проверки мысленно решенной задачи. Широко используя образы воспринятых предметов, ребенок включает их в новые связи, в новые их сочетания. Так постепенно игра переходит в изобразительное и литературное творчество, уступая место опосредствованному познанию действительности.

Ребенок отражает в своей игре не только то, что делают люди и что они говорят. В играх отражаются и переживания людей: их заботы, радости, тревоги и огорчения. Эта подлинность чувств ребенка, которые он переживает в игре, доходит порой до полного вживания в роль, во всю ситуацию игры. С неподдельным возмущением «доктор» обрушивает на «сиделку» свои упреки за то, что та оставила «больного» без присмотра. Своей интонацией, мимикой и выразительными движениями ребенок воспроизводит живой образ человека, возмущенного небрежностью другого. Тем самым в игре проявляются и упрочиваются отношения ребенка к хорошему и дурному, оформляются его оценки и суждения морального порядка [31].

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например она помогает справиться со страхами.

Поступательное движение, т.е. развитие игры во всех направлениях, обеспечено постоянно возникающими противоречиями между вчерашними, старыми представлениями, понятиями, чувствами и новыми знаниями, новыми переживаниями, которые становятся доступными ребенку в изменяющихся условиях его бытия, обеспечивая развитие умственных способностей, интересов, навыков, чувств и характера играющих детей.

Тем и замечательна игра как своеобразная деятельность, что она сама представляет собой клубок противоречий разного порядка, разного «уровня». В их столкновении лежит источник развития игры как деятельности. В процессе игры эти противоречия и разрешаются.

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Целенаправленно-враждебный тип
Сюда относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих бол ...

Методы воздействия семьи на подростков
В младенчестве и раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти ничего не требуется. По мере того, как он все больше становится способным управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его ...

Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
Педагог, в ходе своей работы на уроке обладает правом оценивать другого эмоционально незрелого человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиона ...