Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.
Противоположную позицию занимала идеалистическая философия, которая видела в мышлении особые формы активности человеческого духа, не сводимые ни к каким, более элементарным, процессам. В наше время положение о том, что мышление следует рассматривать как проявление особой "символической" активности духа, стало основой философии неокантианцев и проявилось в работах крупных философов-идеалистов. Идеалистический подход к мышлению как особой форме психической деятельности лег в основу школы, которая впервые в психологии сделала его предметом специального экспериментального исследования. Эта школа получила название Вюрцбургской школы, объединив группу немецких психологов начала ХХ в. (О. Кюльпе, А. Мессер, К. Бюлер, Н. Ах), считавших, что мышление является особой, далее не разложимой функцией сознания.
В результате экспериментального исследования психологи этой школы пришли к выводу, что мышление не опирается на какие-либо образы, не осуществляется с помощью речи и составляет особые "логические переживания" которые направляются соответствующими "установками" или "интенциями" и осуществляются как специальные психологические "акты". Выделяя мышление как особый вид психических процессов, Вюрцбургская школа, однако, отделила его как от чувственной основы, так и от речевых механизмов, иначе говоря, представила мышление как особую форму активности духа, подходя к последней позиции крайнего идеализма.
Проблема научного подхода к мышлению оказалась, таким образом, нерешенной, и психологическая наука встала перед вопросом материалистического объяснения процессов мышления. Это обуславливает актуальность и практическую значимость темы курсовой работы.
- Общее понятие о мышлении
- История развития мышления
- Мыслительный процесс и его фазы
- Операции мыслительной деятельности
- Предметно-действенное мышление
- Теории индивидуальных различий
- IQ Методика Айзенка
- Интеллектуальная активность
- Методика креативного поля
- Заключение
Материалы по теме:
Научно-исторический портрет Павлова
Выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов создал новое направление в физиологии, характеризуемое как «синтетическая физиология» - изучение жизненных процессов в целостном организме при его разнообразных взаимоотношениях с окружающей средой ...
Общая характеристика гештальтпсихологии
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпси ...
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза юношеский возраст был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Это возраст , когда заве ...
Главные разделы