Опираясь на положения теории семейных систем, можно сказать, что означение психосоматического феномена происходит благодаря его встраиванию в функционирование семейной системы. Вряд ли можно выделить какую-либо специфическую для феноменов тревожности функцию. Как и любой симптом, тревожность может иметь морфогенетическую и морфостатическую функцию; маскировать другие эмоции (прежде всего, гнев, а также вину, интерес, любовь и др.), получать широкий спектр коммуникативных значений, выполнять охранительную функцию, сигнализировать о неблагополучии другого члена семьи, быть средством манипуляции другими членами системы и др.
Многие феномены, например жалобы, извлечение вторичной выгоды из телесных симптомов, наделение их коммуникативным смыслом, не являются сугубо патологическими и наблюдаются и в здоровой популяции. Важной проблемой для выяснения механизмов встраивания тревожности в психосоматическое развитие, и в том числе механизмов симптомообразования, является установление качественных различий в функционировании феноменов психосоматического развития, которые присутствуют как в нормальном, так и в отклоняющемся развитии, исследование характера опосредующей действие тревожности роли детско-родительских отношений в нормальном онтогенезе и в случае различных вариантов психосоматического дизонтогенеза (отставания, регресса, искажения).
Применение культурно-исторического подхода в практике психологической помощи семьям, имеющим детей с повышенной тревожностью, обеспечит большую глубину психологической диагностики и ее соответствие психотерапевтическим задачам. Г. А. Арина, В. В. Николаева подчеркивают необходимость психосоматического синдромного анализа в психологической диагностике в области психологии телесности и определяют модель психотерапии, отвечающей методологическим основаниям психологии телесности как «психотерапию знаково-символического опосредствования». С нашей точки зрения, психологическая помощь должна быть направлена на выявление и коррекцию смыслов и функций, которыми наделены феномены, отражающие действие тревожности.
Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Обычно отцы не склонны драматизировать ситуацию, в то время как матери часто впадают в депрессию, испытывают чувство вины. Поэтому у матерей, как правило, проявляется больше психических симптомов в связи с болезнью ребенка, чем у отцов. Многое говорит о том, что модель реакции родителей непосредственно сказывается на психологической адаптации ребенка.
Большинство исследований показывает, что появление у ребенка хронического заболевания может повлиять на функцию семьи, особенно в случаях с болезнями, которые трудно поддаются лечению, например нестабильно протекающий диабет, тяжелая астма или рак. Обычно отношения в семье ухудшаются.
Как больному ребенку, так и его родителям, особенно в период стресса, необходима связь с обществом. Обычно она ухудшается, когда ребенок заболевает. Зачастую это связано с психическими проблемами семьи, особенно при болезнях, вызывающих социальные ограничения, например муковисцидозе, тяжелой аллергии или ревматоидном артрите.
Материалы по теме:
Отношение к деньгам как психологическая категория
Категория «отношение» является одной из центральных в психологии. Отношение определяется как целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. В зависимости от ...
Чувство неполноценности и чувство общности
А.Адлер считал, что психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаях детей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются в более сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенное ч ...
Психологические подходы к проблеме самореализации
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребност ...


Главные разделы