Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников

Материалы » Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников

Страница 3

Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Уже подросток, крайне чувствительный к мнению окружающих о себе, убеждается в том, что расходятся не только частные оценки, но и сами их критерии. Поступок, мужественный с точки зрения одноклассников, учитель называет ложным товариществом. Отсюда опять-таки необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.

Образы собственного «я», как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное «я» (каким я вижу себя в данный момент), и динамическое «я» (каким я стараюсь стать), и идеальное «я» (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое «я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «я». Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны. В юности дело еще сложнее. Иногда юноша пытается познать себя путем самонаблюдения, самосозерцания. Рост саморефлексии, повышенного интереса к себе вообще типичен для ранней юности. Это обнаруживается и в появлении интимных дневников (у девушек значительно чаще и раньше, чем у юношей), и в «примерке» к себе образов художественной литературы (если подросток идентифицируется с поступками персонажей, то юноша - с мотивами и переживаниями), и в растущем интересе к внутреннему миру других людей.

Некоторые психологи склонны отрицательно относится к юношеской саморефлексии, усматривая в ней опасность самоизоляции, ухода от действительности в воображаемый мир мечты. Внутренний мир пятнадцатилетних, при всей их кажущейся беззаботности, достаточно сложен и хрупок. Сами нормы психического здоровья у них несколько иные, чем у взрослых. У юношей и девушек гораздо выше, чем у младших возрастов, общий уровень тревожности. На пубертатный возраст приходится немалое число деперсонализации и психического отчуждения. Расставание с детством нередко переживается как ощущение потери чего-то, нереальности собственного «я», одиночества, непонятности и т.п.

Не следует, однако, переоценивать эти моменты. Трудности юношеского возраста - это трудности роста, которые успешно преодоливаются, не говоря уже о том, что их испытывают не все и не обязательно так болезненно. В целом это очень счастливый возраст. Реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует лишь у юношей с чертами невротизма или у тех, кто предрасположен к этому в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты). Хороший учитель может эффективно помочь таким ребятам, незаметно включая их в наиболее приемлемые и благоприятные для них формы общения с другими. Однако всякий нажим или грубое вмешательство принесет только дополнительную травму. У большинства же юношей и девушек, воспитывающихся в нравственно здоровой атмосфере, в условиях дружного комсомольского коллектива, психологическое обособление и саморефлексия не только не мешают общению, но способствуют его углублению и росту его избирательности.

Самоанализ не следует смешивать с бесцельным самосозерцанием. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская саморефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны, осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и предпосылка целенаправленного самовоспитания. Читая юношеский дневник Н. А. Добролюбова или сравнивая повесть Л. Н. Толстого «Юность» с его же дневниками, можно посочувствовать внутреннему драматизму авторов, постоянно неудовлетворенных собой, не справляющихся с поставленными перед собой чрезмерными, пусть иногда наивными задачами. Но нельзя не видеть, что глубина этого самоанализа отражает сложность личности, а высокие требования к себе – одно из условий будущих достижений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по теме: