Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находок в ходе изучения гендерных стереотипов. Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия) [16, с. 272].
Так в исследованиях Ш. Берна было обнаружено, что взрослые женщины больше выражают чувства, направленные на окружающих (например, проявление интереса к чувствам других, их потребностям и желаниям), чем мужчины. Мужчины же проявляют больше эгоцентричных чувств (например, потребностей, желаний, собственных интересов), чем женщины. В другом исследовании выяснилось, что женщинам более удобно, чем мужчинам, выражать чувства страха и грусти, и вместе с тем люди не видят межполовых различий в способности испытывать страх и грусть. Считается также, что мужчины проявляют - но не испытывают - больше злости, чем женщины, а женщины испытывают злость ровно так же часто, интенсивно и по тем же поводам, что и мужчины [13, с. 120].
М.В. Заковоротная также указывает на наличие социально-половых различий направленности личности, уровня самоактуализации и половых установок поведения в профессиональной деятельности. Здесь ригидность полоролевых установок и поведения может быть как индивидуально типологическим свойством (в этом случае она будет коррелировать с общей ригидностью установок и поведения), так и функцией системы полоролевых предписаний, жесткость которых варьируете зависимости от ситуации и вида деятельности [30, с. 92].
Как считает С. Бем поиск глобальных измерений маскулинности и феминности или полоролевой идентичности – задача явно иллюзорная. «Классы психологических свойств и поведенческих структур, различающих мужчин и женщин, в данное время и в данной культуре, не только множественны, но и могут иметь разные корни и относительно независимо варьировать у разных индивидов» [12, с. 45].
Методологические трудности не уменьшают актуальности изучения психологии половых различий в социально-психологических особенностей и составляющих психологического портрета личности в профессиональной деятельности, но они подчеркивают, что такое изучение обязательно должно быть междисциплинарным, учитывая и динамику социальных половых ролей, и этнокультурные особенности испытуемых.
Материалы по теме:
Психологические подходы к проблеме самореализации
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребност ...
Психологическое развитие детей с аутизмом
Младенчество.Развитие ранних статистических и двигательных функций происходит в положенные сроки. К первым признакам «необычности» поведения, замечаемыми родителями, относятся парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, проявляющиеся уже ...
Развитие психодиагностики в период с 1917 года и по
1930 год
Мощным стимулом развития психодиагностического инструментария стала Первая мировая война. По выражению П. Фресса, эта война "освятила тесты". В значительной мере благодаря тестам, оказавшимся необходимыми для отбора и специализа ...
Главные разделы