Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача

Материалы » Психологический портрет врача » Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача

Страница 2

Подобное глубокое гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека сохраняется и до сих пор, так М.М. Абдуллаева подчеркивает важность некоторых способностей и умений врача, которыми должен руководствоваться в своей практической деятельности каждый, это:

ü необходимость внушать больному уверенность в его выздоровлении;

ü использовать индивидуальный подход к заболевшему с учетом его характерологических способностей, среди них не допускать чрезмерных реакций, правильно реагировать на различные жизненные ситуации [1, с. 32].

В эпоху Просвещения врачебная этика получила сильный импульс к своему дальнейшему развитию. Она оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Важную роль при этом сыграли труды английского философа и правоведа И. Бентама,

который первым ввел термин «деонтология», обозначающий у него философскую теорию нравственности в целом [104, с. 226].

В настоящее время в медицине деонтология понимается как учение о долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей [59, с. 57].

В России идеи гуманизма в медицине были широко распространены. Еще первые русские клиницисты С.Г. Зыбелин, М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский писали о проблемах врачебного долга и обязанностях врача. Н.И. Пирогов, В.А. Манассеин, С.П. Боткин и многие другие выдающиеся медики XIX века выступали в студенческих аудиториях с лекциями о нравственном облике врача, о том, как он должен работать, какие обязанности накладывает на него профессия.

По мнению И.В. Мохиной, русским клиницистам удалось обосновать основные принципы индивидуального подхода к больным, как в научном, так и в морально-психологическом плане. Эти принципы лежат в основе всего отечественного медицинского образования [62, с. 18].

Исходя из основных положений медицины, деонтологии деятельности врача и психологии К.К. Платоновым была предпринята эмпирическая типология личности врача, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих статусу врача, с его реальными личностно-характерологическими особенностями. В зависимости от направленности личности автор определил три типа врачей-специалистов:

- врач, ориентированный на разнообразные ценности;

- врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;

- врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

Также им была предпринята попытка определения направленности личности врачей исходя из их индивидуально-психологических характеристик:

- врач, ориентированный на разнообразные ценности;

- врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;

- врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

Предложенная К.К. Платоновым типология личности врача основана на преобладавшем в советской психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что его работа была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей врача как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода [71, с. 172 – 176].

И.И. Косарев подчеркивает, что подвиг, самопожертвование, служение долгу расценивались в отечественной медицине как норма поведения врача [46, с. 36]. С.Л. Соловьева также подчеркивает, что к специфическому содержанию профессиональной врачебной деятельности добавляется характерная для России особенность, связанная с тем, что врач вынужден выполнять профессиональные обязанности не только находясь на работе, в отведенном для этого месте, в отведенное для этого время, но практически всегда и везде, где окружающие информированы о его профессиональной принадлежности. При этом к наиболее профессионально значимым психологическим качествам врача относятся следующие его свойства: коммуникативная компетентность, аффилиация, эмоциональная стабильность, способность к эмпатии, сенситивность отвержению и уверенность в себе [88, с. 28].

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детенышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения. ...

Культурно–антропологическая интерпретация личности
Для психологии значение культурно-антропологических интерпретаций личности является, однако, иллюзорным: они неизбежно ведут к антипсихологизму. Уже в 40-х годах Линтон указывал на возникающую здесь трудность, которая состоит в том, что к ...

Типы личностной реакции на заболевание
Выделяют следующие типы личностной реакции на заболевание: ü содружественная; ü спокойная; ü неосознаваемая; ü следовая; ü паническая; ü разрушительная; Содружественная реакция Эта реакция характерна ...