А.Адлер рассматривал, как совершаются преступления. Он исследовал логику, мышление и мотивы преступника, и обнаружилось, что преступник считает свои преступления не только разумными, но и героическими. Он верит, что достиг превосходства, а именно, он стал умнее полиции и обрел способность превосходить других. Таким образом, в своих глазах он - герой; он не видит, что поступки его демонстрируют что-то иное, очень далекое от героики.[8]
Недостаточно развитое у преступника чувство общности, которое направляет его активность в бесполезное русло, связан с недостатком у него мужества и малодушием, однако он об этом не знает. Те, кто ориентирован на бесполезную жизнедеятельность, часто боятся темноты и изоляции; они хотят быть с другими. Это - малодушие, вещи следует называть своими именами. В самом деле, наилучшим способом воспрепятствовать преступлениям было бы убедить всех, что преступление - это не более, чем выражение малодушия.
Хорошо известно, что некоторые преступники, достигая тридцатилетнего возраста, находят работу, женятся и в дальнейшем становятся добропорядочными гражданами. Что же происходит? Посмотрим на взломщика. Как тридцатилетний взломщик может соперничать с двадцатилетним? Последний разумнее и у него больше сил. Более того, к тридцати годам образ жизни преступника меняется. В результате - преступная профессия перестает быть выгодной преступнику, и приходит время отставки.
В этой связи, в отношении правонарушителей стоит задуматься еще над одним фактом: сейчас, если мы ужесточим наказание, кроме того, что запугаем преступника, мы также укрепим его веру в собственный героизм. Мы не должны забывать, что преступник живет в эгоцентричном мире, где нет места истинной смелости, уверенности в себе, здравого смысла или понимания общечеловеческих ценностей. Единение с обществом для таких личностей невозможно. Невротики редко организуют клубы, и это абсолютно недосягаемое искусство для людей, страдающих агорафобией, или для душевнобольных. Проблемные дети или личности, склонные к самоубийству, никогда не заводят друзей, - факт, причину которого никогда не пытались установить.
А причина в том, что эти люди никогда не заводят друзей, так как с самого начала их жизнь приняла эгоцентричное направление. Их прототип был ориентирован в сторону ложных целей, продолжая в дальнейшем линию в направлении бесполезной жизнедеятельности.
Теперь в качестве резюме сформулируем подход А.Адлера в индивидуальной психологии, выработанный им на основании собственного научного опыта, а также опыта предшествующих исследователей в этой области. Наука индивидуальной психологии проделала долгий путь в новом направлении. Существует множество единственных в своем роде психологии и психотерапий. Какой-то психолог избирает одно направление, другой - другое, и каждый не верит, что остальные могут быть правы. Адлер не согласен с так называемой "психологией влечений" (наиболее известным представителем этого течения в Америке является Макдугал), поскольку в этих "влечениях" слишком много места отводится врожденным склонностям. По той же причине мы не можем согласиться со "стимулами" и "реакциями" бихевиористов. Бессмысленно конструировать судьбу и характер человека из "влечений" и "реакций", пока не понята цель, к которой направлены эти движения души. Ни одна из этих психологии не мыслит в терминах индивидуальных целей.[9]
Материалы по теме:
Структура состояний
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.
Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, котор ...
Культурно–антропологическая интерпретация личности
Для психологии значение культурно-антропологических интерпретаций личности является, однако, иллюзорным: они неизбежно ведут к антипсихологизму. Уже в 40-х годах Линтон указывал на возникающую здесь трудность, которая состоит в том, что к ...
Свойства темперамента
В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие:
Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды. С ...


Главные разделы