Пенитенциарная психология

Страница 2

Угнетенное состояние усиливается если оно имелось у осужденного и ранее. Оно является следствием неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. Оно усиливается от сознания своей вины перед обществом, семьей. Обычно эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют трудовую норму и все требования воспитателя. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Для этого необходимо выяснить и ликвидировать причины угнетенности, создавать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы и объекты. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления, на его самовоспитание.

Основное и типичное психологическое состояние для большинства осужденных – это тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски и угнетенного состояния, способствующих накоплению отрицательных эмоций, вторично может развиться раздражительность и повышенная возбудимость, которые могут также проявиться в аффектах и эмоциональных взрывах. У всех без исключения заключенных наблюдается состояние фрустрации, которая может способствовать переходу в агрессию.

Те или иные изменения в психическом состоянии осужденных связаны с определенными периодами нахождения в местах лишения свободы. Большинство авторов выделяют четыре основных периода:

1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни

, который длится от 3-4 месяцев и больше. Это наиболее сложный и психологически тяжелый период. Подробнее на его рассмотрении мы остановимся ниже.

2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни.

Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций и состояний, вызывающих у осужденных повышенную психическую активность. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самыми различными: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т.д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствует изменению психологии осужденного.

3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием.

Он характеризуется появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. Здесь в наибольшей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, а часто и мировоззрения.

Страницы: 1 2 

Материалы по теме:

Физические и психологические изменения в пожилом возрасте
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию (51 – 65 лет), который постепенно переходит в период старости (от 65 и выше, в некоторой литературе от 71 года и выше). Это очень трудный период для наших ...

Развитие внимания
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешн ...

Теории индивидуальных различий
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложн ...