Развитие судебной и криминальной психологии

Материалы » Характеристика основных разделов юридической психологии » Развитие судебной и криминальной психологии

Страница 2

Кроме этого, в начале XIX века в Московском университете накануне войны с Наполеоном (1806 – 1812 гг.) вводится и читается специальный курс «Уголовной психологии», который становится востребованным новым поколением российских юристов.

В 1915 году выходит работа известного отечественного философа-просветителя П.Д. Лодий «Логические наставления, направленные на познания и различение истинного и ошибочного, где автор пытается обосновать уголовно-правовые понятия с помощью психологии. В частности, он признавал лишь те наказания, которые пригодны как средства психологического принуждения, считал, что наказание должно соответствовать «духу преступления».

Более интенсивное развитие юридической психологии в начале XIX века связано со стремлением прогрессивных ученых и общественных деятелей решать уголовно-правовые проблемы с привлечением новой науки – психологии и психологических данных. Эту позицию занимали, в частности, учителя А.С. Пушкина в Царскосельском лицее А.П. Куницын и А.И. Галич.

А.П. Куницын считал, что целью наказания должно быть исправление и перевоспитание преступников, а также предупреждение преступлений. Он изложил свои прогрессивные и гуманные взгляды в специальном трактате «Право естественное», который позже был официально запрещен и сожжен. Но его прогрессивные идеи продолжали жить в умах его учеников и сподвижников.

В частности, А.И. Галич, написавший одну из самых ранних в России работ по характерологии, указывал, что судить преступника должны те, кто знает его психологию, характер, т.е. считал, что судья должен быть одновременно и психологом.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем. Над их решением в этот период активно работали такие ученые-просветители и юристы, как В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер (который и читал курс «Уголовной психологии» в Московском университете), Ф.В. Ушаков, который в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания, считая главным в этом процессе приведение преступника к истинному раскаянию.

А проведенные в России реформы 60-х годов XIX века создали объективные предпосылки для более основательного становления юридической психологии. В 1874г. в Казани выходит первая полноправная монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии» психиатра А.А. Фрезе. В этот же период в России выходит еще несколько важных работ по юридической психологии: «Взгляд на науку уголовного законодательства» И.С. Баршева, «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» К.Я. Яновича-Яневского, «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» Л.Е. Владимирова, работы Д.А. Дриля и другие.

В ХХ столетии развитие судебной психологии в России движется по нескольким направлениям, где основное внимание уделяется криминальной психологии. В этом испытывалось мощное влияние ломброзианства, которое стало модным в Европе. В это время были изданы две важные одноименные монографии: В.П. Сербского и П.И. Ковалевского «Судебная психология» (1890), которые явились важным научным обобщением достижений ЮП на заре 20 столетия.

Но в России в начале 20 столетия все еще использовались публичные смертные казни. В связи с чем, в 1905 г. известный русский психиатр И.А. Сикорский публикует гневную статью о смертной казни. Она так и называлась «Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни». В ней он пишет, что «как бы ни тяжелы были прегрешения преступника, но вид казни, последних минут приговоренного, его прощанья с жизнью, не может не вызвать у нормального человека ничего, кроме сострадания и сильнейшего душевного потрясения». Прогрессивно настроенные общественные деятели Европы и России пишут о недопустимости кровавых зрелищ в цивилизованном обществе.

В 1907 г. В.М. Бехтерев создает в С-Пб. Первый Научно-учебный психоневрологический центр, где читается курс «Судебная психология», дается классификация преступников по психологическим признакам:

- преступники по страсти (импульсивные, порывистые);

- преступник с недостаточной развитостью нравственной сферы (хладнокровные, совершающие преступления преднамеренно);

- преступники с недостатком интеллекта;

- преступники с ослабленной волей (ленивые, алкоголики и т.д.).

Интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства приводит к использованию психодиагностических методик для проведения судебно-психологических экспертиз. Выдающиеся русские юристы А.Ф. Кони, Плеве были знатоками в области психологии, блестяще использовали психологическую эрудицию в судебных речах. Они внесли неоценимый вклад в становление и развитие ЮП и судебной этики. А.Ф. Кони опубликовал ряд работ «Свидетели на суде» (1909) «Память и внимание» (1922), в курсе лекции «О преступных типах», где уделял огромное внимание психологическим аспектам судебной и юридической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Формирование школы психоанализа
В рассмотрении формирования и функционирования школы психоанализа невозможно обойти стороной роль Ранка как летописца истории психоанализа. Протоколы дают нам наглядное представление о первом периоде развития психоанализа в Вене. Они импл ...

Влияние профессионально-этических требований на личность врача
Работа врача зачастую подразумевает оказание не только медицинской помощи, но и глубокого психологического влияния, поэтому специальные требования к наличию профессиональных и этических принципов являются наиболее существенными. В связи с ...

Хакерство, как форма интерент – аддикции
Хакерство представляет собой движение, преследующее целью демонополизацию распространения программных продуктов и демократизацию доступа к интернет-ресурсам. Ошибочно отождествление хакерства с софт-пиратством или мошенничеством в сфере э ...