Типы отношения к болезни

¨ Гармонический

– правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

¨ Эргопатический

– «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.

¨ Анизогнозический

– активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».

¨ Тревожный

– беспрерывное беспокойство и мнительность. Вера в приметы и ритуалы.

¨ Ипохондрический

– крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.

¨ Неврастенический

– поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.

¨ Меланхолический

– неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).

¨ Апатический

– полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.

¨ Сензитивный

– чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

¨ Эгоцентрический

– «уход в болезнь» с выставлением напоказ страданий, требование к себе особого отношения.

¨ Параноидальный

- уверенность, что болезнь является результатом чьего-то умысла, а осложнения влечении являются результатом халатности медицинского персонала.

¨ Дисфорический

– доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.

Классификация типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные последствия заболевания

Также существуют классификации типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные последствия заболевания. По мнению З.Д.Липовски (1983), психосоциальные реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциональных реакций (типа тревоги, горя, депрессии, стыда, чувства вины) и реакций преодоления болезни.

Реакции на информацию о заболевании зависят от «значения болезни» для больного:

o болезнь – угроза

или вызов, а тип реакций – противодействие, тревога, уход или борьба (иногда параноидальная).

o болезнь – утрата

, а соответствующие типы реакций – депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима.

o болезнь – выигрыш

или избавление, а типы реакций при этом –безразличие, жизнерадостность, нарушение, враждебность по отношению к врачу.

o болезнь – наказание

и при этом возникают реакции типа угнетенности, стыда, гнева.

Отношение к болезни, по мнению авторов, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины болезни: это и знание болезни, её осознание личностью, понимание роли и влияние болезни на жизненное функционирование и эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью. Одновременно с внутренней картиной болезни создается другая, противоположная модель – внутренняя картина здоровья, своеобразный эталон здорового человека или здорового органа, части тела и т.д.

Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений. Актуализация и инактуализация этих двух компонентов личности и характеризуют динамику внутренней картины болезни и тем самым влияют на поведение больного. Идеал здоровья также является регулятором поведения, но иногда раньше формируется внутренняя картина болезни.

болезнь реакция психогенный агрессия

Материалы по теме:

Методика сопровождения ребенка в социальных сетях
В ключевых стратегических документах, определяющих направления развития современного образования, указывается особая роль дополнительных образовательных программ, позволяющих содержательно и технологически организовать процессы проектиров ...

Особенности формирования общения у детей с задержкой психического развития
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Особое значение имеет постоянное, заботливое присутствие рядом взрослых, т.к. в это время большинство психических и поведенческих качеств приобретается через отношения с окружающими. При ...

Определение объема выборки исследования
Выбор объекта исследования — задача, которую предстоит решать психологу после определения зависимой и независимой переменных. В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала. Формирова ...