Заключение

Установлено, что в процессе обучения у школьников специальных учреждений VIII вида отмечается позитивная динамика развития коммуникативных способностей, их поведение становится социально более адекватным (Н. А. Никашина, 1994; Н. Л. Белопольская, 1999; Л. М. Шипицына, 2004, 2005; О. В. Защиринская, 2005). Учебный процесс оказывает выраженное стимулирующее воздействие на развитие коммуникативных способностей. Систематическая, целенаправленная, коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы приводит к выраженным положительным результатам:

- к улучшению вербального и невербального общения;

- развитию межличностных отношений;

- усилению активности, самостоятельности, что выражается в росте социальной активности этих детей (Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, 2010).

В процессе целенаправленного воспитания и обучения дети с ЗПР способны к плодотворному сотрудничеству с взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более развитого сверстника

Оказание всех мер помощи детям с умственной отсталостью не всегда имеет высокую результативность. Логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание либо не происходит, либо формируется крайне медленно и легко распадается, то же самое происходит и относительно коммуникативных навыков.

Стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов у умственно отсталых детей, отсутствие инициативы и самостоятельности приводит к тому, что навыки общения не развиваются.

Таким образом, в сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их коммуникативных и всех остальных навыков.

Материалы по теме:

Развитие психологического профессионального консультирования
Социально-экономическая ситуация в начале XX в. в развитых странах обусловила необходимость рационального распределения рабочей силы. Это способствовало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 1920 — 30-е гг. в наше ...

Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации явля ...

Исследование межличностных отношений в современной отечественной психологии
В психологии «отношения» обычно рассматривают в двух ипостасях: во-первых, как «связь, зависимость», а значит — как взаимоотношения, общение (т.е. отношение с .) и, во-вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как социальная установка, ценн ...