Заключение

Установлено, что в процессе обучения у школьников специальных учреждений VIII вида отмечается позитивная динамика развития коммуникативных способностей, их поведение становится социально более адекватным (Н. А. Никашина, 1994; Н. Л. Белопольская, 1999; Л. М. Шипицына, 2004, 2005; О. В. Защиринская, 2005). Учебный процесс оказывает выраженное стимулирующее воздействие на развитие коммуникативных способностей. Систематическая, целенаправленная, коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы приводит к выраженным положительным результатам:

- к улучшению вербального и невербального общения;

- развитию межличностных отношений;

- усилению активности, самостоятельности, что выражается в росте социальной активности этих детей (Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, 2010).

В процессе целенаправленного воспитания и обучения дети с ЗПР способны к плодотворному сотрудничеству с взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более развитого сверстника

Оказание всех мер помощи детям с умственной отсталостью не всегда имеет высокую результативность. Логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание либо не происходит, либо формируется крайне медленно и легко распадается, то же самое происходит и относительно коммуникативных навыков.

Стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов у умственно отсталых детей, отсутствие инициативы и самостоятельности приводит к тому, что навыки общения не развиваются.

Таким образом, в сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их коммуникативных и всех остальных навыков.

Материалы по теме:

Профессиональный отбор и экспериментальные подходы к изучению профессиональных способностей
Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и, в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и перекл ...

Задачи воспитания культуры поведения и отношений
Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотн ...

Экономическая идентичность, ее структура
Определяя экономическую идентичность, следует рассматривать ее как часть продукта экономического самосознания, которая представляет собой экономико-психологическую категорию, относящуюся к результату определения человеком своего положения ...