Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками

Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками

Страница 2

Каждая социальная роль не может существовать отдельно. Они возникают во взаимосвязи, как единая система.

Е.Э.Смирнова утверждает: «Одной из серьезных причин, вызывающих конфликтные ситуации среди школьников, является непроясненность социального статуса личности ученика в школьном социуме. Комфортное состояние или неустойчивое положение школьника зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия постоянных условий межличностного противоречия, системы отвержения и (что очень важно) – от того статуса, который имеет школьник в ученическом социуме» [цит. по 11, с.381].

В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса.

Н.П.Аникеева отмечает, что уже в начальной школе наблюдается стремление детей занимать в классном коллективе определенные, привлекающие их позиции: вожака, лучшего ученика, лучшего спортсмена и так далее. В подростковом возрасте различные позиции в классе выделяются особенно рельефно. Социальная позиция характеризуется двумя параметрами: социальным поведением личности и социальными ожиданиями окружающих. Социальное поведение — это реальные поступки, благодаря которым человек утверждает себя в желаемой роли. Социальные ожидания — это отношения окружающих к позиции данного человека.

Особое место среди внутриколлективных позиций занимает позиция лидера, вожака. «Лидерство — по выражению Р.Кричевского – процесс межличностного влияния, направленного на достижение целей группы. Вне зависимости от того, каким оно будет — организационным или психологическим (то есть формальным или неформальным), оно «разворачивается» в группе. Эта позиция связана с успешностью выполнения задач, стоящих перед группой». Стремление к лидерству это «прежде всего, потребность во власти. Суть ее в том, чтобы влиять на других и побуждать их делать то, что вы считаете нужным. Эта потребность может базироваться как на высокой, так и на низкой самооценке. Если человек хочет компенсировать ущербность в чем-то (например, некомпетентность) властью, то это всегда будет агрессия» [41, с.16]. Если в классе никто фактически не является вожаком, то есть никто не занимает позицию лидера (а, допустим, только считается им), то такой класс, как правило, является «серым», «бесцветным».

Р.Л.Кричевский определяет лидера как члена группы, обладающего наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее положение. Общая картина «превращения» члена группы в лидера, предложенная им, может быть представлена следующим образом.

● В основе жизнедеятельности каждой группы лежит система общих целей и ценностей, связанных как с основной деятельностью, так и с ведущими мотивами членов группы. Это некоторая оценочная система, сквозь призму которой рассматриваются потенциальные лидерские возможности каждого члена группы.

● Человек, который может быть выдвинут группой на роль лидера, должен быть в определенной степени олицетворением предпочитаемых группой целей и ценностей, их носителем, выразителем, активным проводником в жизнь.

● В итоге лидером становится тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными.

● Поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые ориентированы на него как на образец, а высказываемые им оценки являются эталоном для построения самооценки.

Действия лидера могут быть направлены на достижение общей групповой цели (такой лидер называется инструментальным) либо на сплочение группы, поддержание позитивного эмоционального климата (это задача экспрессивного лидера) [цит. по 13, с.24].

Однако М.Битянова акцентирует внимание на том, что лидер — не всегда «социометрическая звезда». «Звезда» — это эмоциональный центр группы, ее «душа», ее «солнышко», рядом с которым хорошо себя чувствуют многие и многие члены этой группы. С такими людьми предпочитают проводить досуг, их приглашают на праздники и дни рождения, с ними не хотелось бы надолго расставаться. Высокий статус члена группы в одной структуре отношений влияет на величину статусной позиции в других структурах. Человек, обладающий высоким социометрическим статусом, имеет хорошие шансы выйти в лидеры, а лидеры, как правило, имеют высокий рейтинг в системе эмоциональных предпочтений [13, с.12].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Многочисленные исследователи детской гиперактивности говорят о том, что гиперактивные дети доставляют много проблем не только родителям, педагогам, это еще и серьезная со ...

Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»
Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то: При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и на ...

Структура Я- концепции
До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных ас ...