При характеристике нейродинамических свойств индивида уже говорилось об известных еще со времен Гиппократа типах темперамента. Однако наряду с этими хорошо известными типами существуют и другие, может быть менее известные, но весьма примечательные типологии.
Авторами одной из них являются голландские психологи Г. Хейманси и Е. Вирсма. Разработав специальный опросник, содержащий 90 вопросов, они исследовали 2500 взрослых и детей, в результате чего сумели выделить три биполярные характеристики темперамента.
Эмоциональность – отсутствие эмоциональности, характеризующее частоту и силу эмоциональных реакций человека.
Активность – пассивность (в труде, учебе, досуге).
Первичность – вторичностъ. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы внешней среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. У людей с выраженной вторичной функцией первоначальная реакция на раздражитель слабая, а эффект в дальнейшем усиливается и сохраняется длительное время. Можно провести параллель между первичной функций и экстраверсией и вторичной функций и интроверсией.
В результате комбинирования этих трех характеристик темперамента можно получить восемь различных типов темперамента (см. табл. 1).
Авторами двух других теорий темперамента являются известные исследователи в области интеллекта Дж. Гилфорд и Л. Терстоун.
Дж. Гилфорд предложил 13-ти факторную теорию темперамента, которую он разрабатывал в течение 20 лет. Он выделил следующие факторы:
Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает, предприимчив и иногда импульсивен.
Доминантность. Индивид настойчив, ищет возможности стать лидером, не боится социальных контактов, открыто выражает свои мысли.
Мужество. Преобладают типично мужские интересы (как профессиональные так и повседневные), умеет скрывать свои чувства, не поддается страху, не вызывает симпатий у окружающих.
Уверенность в себе. Индивид полагается на себя, уравновешен в общении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.
Спокойствие (самообладание). Человек спокоен, бодр, умеет быстро сосредотачиваться на проблеме, не подвержен утомлению и раздражительности.
Общительность. Человек склонен к общению, не робок, не застенчив, не ищет уединения.
Рефлексивность. Человек задумчив, склонен к самоанализу, любознательности, анализу других людей.
Депрессия. Эмоциональная и физическая подавленность, тревога и страх, настроение изменчиво.
Эмоциональность. Легко возбудимые, устойчивые во времени, но весьма поверхностные и инфантильные эмоции.
Сдержанность. Человек хорошо владеет собой, скорее серьезен, чем беззаботен, с развитым чувством ответственности.
Беспристрастность. Человек объективно и реалистично подходит к проблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, не склонен к подозрительности, впечатлителен.
Доброжелательность. Человек приветлив и мягок в обращении, не обнаруживает враждебности, не проявляет агрессии.
Терпимость. Человек не критикует других, доверчив, более обращен к другим, чем к себе.
В результате факторизации перечисленных факторов были выделены четыре суперфактора: «вспыльчивость-сдержанность», «реализм», «эмоциональность» и «социальная адаптируемость». Эти факторы независимы друг от друга, однако, исследователям не удалось разработать диагностические тесты, с помощью которых можно было бы установить данные факторы при обследовании человека.
Л. Терстоун, применив факторную процедуру к известным 13 факторам Дж. Гилфорда выделил семь факторов второго порядка. Эта процедура, известная как «Шкала темпераментов Л. Терстоуна» нашла свое применение в психодиагностике и выглядит следующим образом:
Активные. Такие индивиды быстро работают, они нетерпеливы, постоянно находятся в действии, склонны к поспешности.
Энергичные. Это физически бодрые люди, любят работу, требующую мускульных усилий.
Импульсивные. Быстро принимают решения, легко переходят от одной задачи к другой, беззаботны и легкомысленны.
Доминантные. Склонны руководить другими, брать на себя ответственность, охотно выступают публично, организуют общественные мероприятия.
Стабильные. Для них характерны невозмутимость, ровное расположение духа, легко сосредотачиваются даже в неблагоприятных условиях, легко прерывают начатое дело или продолжают его, если требует ситуация.
Материалы по теме:
Активизация познавательной деятельности учащихся
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных поло ...
Сравнение особенностей коммуникативной сферы у детей с легкой умственной отсталостью
и задержкой психического развития
Поскольку большинство работ написано на тему исследования общения у лиц с легкой умственной отсталостью, мы рассмотрим особенности общения у детей с легкой умственной отсталость в сравнении с детьми с ЗПР.
Нарушения вербального общения у ...
Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия
Причины возникновения Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наибол ...
Главные разделы