Выполненное диссертационное исследование подтвердило выбранную нами гипотезу и показало эффективность обоснованного и реализованного в ходе экспериментальной работы подхода к формированию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе; изложены общие выводы проведенного эксперимента.
Данное исследование показало, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность и коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, ставшие профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического общения. Педагог с низким уровнем развития общительности, с отсутствием эмоциональной культуры, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения и профессиональной культуре, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личности обучающихся, их познавательную мотивацию.
Успешное управление педагогическим общением требует умений в распределении внимания и поддержании его устойчивости; умения выбора по отношению к аудитории и отдельным студентам наиболее подходящего способа поведения и обращения, который обеспечивал бы готовность студентов к восприятию информации, помогая снимать психологический барьер возраста и опыта, приближая педагога к обучающемуся; умения анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях, создавая опыт эмоциональных переживаний, обеспечивая в группе атмосферу благополучия.
В настоящее время в образовании происходит смена приоритетов, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал - человека образованного, в виде "человека культуры", человека, обладающего умственной, этической и общественно-духовной культурностью.
Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится формирование коммуникативной культуры личности.
Исходя из актуальности проблемы формирования основ коммуникативной культуры личности, была выбрана тема: "Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессионального образования в вузе".
Таким образом, коммуникативная культура является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.
Материалы по теме:
Стресс в нашей жизни
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье ...
Принципы и закономерности психического развития в когнитивных теориях
развития
развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической во ...
Неиродинамические свойства индивида
Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена, в том числе свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
И. П. Павлов полагал, что свойства нервных процессов определяют тип высшей ...
Главные разделы