Заключение

Выполненное диссертационное исследование подтвердило выбранную нами гипотезу и показало эффективность обоснованного и реализованного в ходе экспериментальной работы подхода к формированию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе; изложены общие выводы проведенного эксперимента.

Данное исследование показало, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность и коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, ставшие профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического общения. Педагог с низким уровнем развития общительности, с отсутствием эмоциональной культуры, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения и профессиональной культуре, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личности обучающихся, их познавательную мотивацию.

Успешное управление педагогическим общением требует умений в распределении внимания и поддержании его устойчивости; умения выбора по отношению к аудитории и отдельным студентам наиболее подходящего способа поведения и обращения, который обеспечивал бы готовность студентов к восприятию информации, помогая снимать психологический барьер возраста и опыта, приближая педагога к обучающемуся; умения анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях, создавая опыт эмоциональных переживаний, обеспечивая в группе атмосферу благополучия.

В настоящее время в образовании происходит смена приоритетов, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал - человека образованного, в виде "человека культуры", человека, обладающего умственной, этической и общественно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится формирование коммуникативной культуры личности.

Исходя из актуальности проблемы формирования основ коммуникативной культуры личности, была выбрана тема: "Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессионального образования в вузе".

Таким образом, коммуникативная культура является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.

Материалы по теме: