Искусство общения как основа коммуникативной культуры

Страница 8

Часто, говоря о контакте, имеют в виду только одну сторону дела: как человек вступает в общение и как он поддерживает установленный контакт. В действительности все гораздо сложнее, можно вычленить следующие основные функции контакта в общении: включение собеседника в общение, установление уровня интимности, реконструкция достигнутого в предшествовавших актах общения уровня интимности, повышение уровня интимности (сознательная "интимизация" общения), перемена характера общения (от формального к неформальному и наоборот), обеспечение своего лидерства от одного собеседника к другому, выход из общения и т.п. Конечно, не все эти функции одинаково актуальны для социально-ориентированного вида общения, свойственного педагогическому работнику. Но все же большая часть в этом общении присутствует.

И все же центральное место в публичной коммуникации занимают умения реализовать план общения. Эти умения включают следующие компоненты:

1. Выбор и последовательное соблюдение определенного стилистического регистра. Один и тот же лектор в различных аудиториях, выступая на различные и даже на одну и ту же тему, то академичен, подчеркнуто следует нормам официально-делового или научного стиля, то допускает элементы разговорности, ведет как бы непринужденную беседу со слушателями. Умение в том и заключается, чтобы найти нужный в данном случае регистр, в наибольшей степени обеспечивающий эффективность воздействия.

2. Полное и дифференцированное использование необходимых языковых средств - лексических, грамматических, фонетических и др. Полное - есть привлечение максимума таких средств, предоставляемых языком. Дифференцированное - есть выбор среди них тех, которые наилучшим образом выражают мысль и настроение лектора и наиболее эффективны в данной аудитории.

3. Сознательное и целенаправленное применение паралингвистических и других невербальных средств (громкость речи, логическое ударение, интонация, паузы, мимика, жесты и т.д.).

4. "Технические" навыки фонации, то есть умение владеть своим голосом.

Успех публичной коммуникации зависит, наконец, от социально-психологических умений. Эти умения обеспечивают способность создавать и поддерживать в глазах аудитории такой свой образ, который наиболее выгоден с точки зрения эффективности педагогического воздействия. В социальной психологии это называется самоподачей.

Каждая форма общения имеет свои психологические возможности и особенности. Тем не менее, выделенные нами основные группы коммуникативных умений в решающей степени обеспечивают эффективность общения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы по теме:

Методология экспериментальных исследований личности
В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, часто называют L-, Q- и Г-данными. Данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседн ...

Психодиагностические методы исследования управления социально-сихологическим климатом
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достато ...

Анализ системы менеджмента в управлении социально психологическим климатом организации
Система управления (менеджмента) представляет собой множество взаимосвязанных макроподсистем и функций, составляющих единое целое и реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления. Одним из важных аспектов рабо ...