Диагностическое интервью

Ниже приведены особенности проведения диагностического интервью, они являются общими для всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные, так как содержание высказываний лишь свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения, важно тем, что оно характеризует самого рассказчика, его аналитическую деятельность, но не позволяет объективно оценить других членов семьи[1]. На данном этапе нужно побуждать членов семьи объяснять, почему они обращают внимание на то, а не на иное обстоятельство. Психотерапевт должен понимать то, что содержание высказываний не отражает процесс, а именно знание о процессе определяет содержание дальнейшей работы.

Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь клиентам прояснить свои отношения с окружающими. Чем больше психолог узнает клиентов, тем больше они узнают о себе. Сообщая психологу о себе различную информацию, клиент постепенно открывается для восприятия новых представлений. Он учится лучше понимать свои собственные потребности и требования, предъявляемые к нему социальным окружением.

Получение клиентами новой информации, помогающей изменить их представление об их проблемах. Одной из задач психолога является помощь дисфункциональной семье осознать свои особенности функционирования путем определения потребностей и закономерностей поведения членов данной семейной структуры.

Используемые в семейной психологии методы диагностики кроме диагностического интервью включают еще и стандартизированные психодиагностические методики.

Существенным компонентом практической эффективности семейной психокоррекции и психологического консультирования является корректное применение стандартизированных психодиагностических методик. К необходимым условиям. Обеспечивающих их использование, относятся:

- глубокое овладение содержанием основных диагностических процедур, умение их интерпретировать;

- овладение приемами оперативного планирования психодиагностического обследования конкретной семьи;

- овладение репертуаром конкретных специализированных методик стандартизированной семейной психодиагностики, адекватных определенным условиям и задачам психолога;

- овладение психометрикой и применение стандартизированных психодиагностических методик измерительного типа.

Плюсы стандартизации состоят в том, что эта процедура экономична, потенциально автоматизируем, при итерпритации психолог опирается на опыт разработчиков и пользователей методики, стандартизированные методики предохраняют психолога от «встречной проекции», от создания встречных концепций.

Минусами стандартизированных методик заключаются в том, что жесткая запрограммированность методики на диагностику определенного свойства повышает риск диагностической ошибки в том случае, если психолог неправильно построил программу диагностики – неправильно определил круг свойств, которые подлежат диагностике.

Социально-психологические проблемы семьи, можно свести к трем основным группам: добрачные, супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период. Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла. Тесты, используемые психологом можно разделить на две группы, которые дают возможности исследовать у потенциальных супругов:

- ценностную совместимость;

- психофизиологическую совместимость.

Методы диагностики супружеских отношений позволяют дать оценку взаимоотношений супругов выявить особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.

Диагностика детско-родительских отношений. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений психолог может получить сведения об отклонениях ребенка, о том, как строятся отношения родителей и детей, выделить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

Материалы по теме:

Возраст как предмет научного изучения. Понятие периодизации
Предмет психологии развития и возрастной психологии. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человек ...

Аффект
Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних орг ...

Познание мира в ощущениях и восприятии
Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой или существенной, называется такая инф ...