Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки

Материалы » Гештальтпсихология: основные идеи и факты » Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки

Страница 5

Таким образом, опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит "инсайт". Несколько позже К. Бюлер, который пришел к похожему выводу, назвал этот феномен "ага-переживание", также подчеркивая его внезапность и одномоментность.

Понятие об “инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Дальнейшие исследования Келера были связаны с проблемой изоморфизма. Изучая этот вопрос, он пришел к выводу о необходимости анализа физических и физико-химических процессов, происходящих в коре головного мозга. Изоморфизм, то есть идея о соответствии между физической, физиологической и психологической системами, давал возможность привести сознание в соответствие с физическим миром, не лишая его самостоятельной ценности. Внешним, физическим гештальтам, соответствуют нейрофизиологические, с которыми, в свою очередь, связаны психологические образы и понятия.

Изучение изоморфизма привело его к открытию новых законов восприятия – значения (предметности восприятия)

и относительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции

), изложенных им в книге “Гештальт-психология” (1929). Однако теория изоморфизма осталась самым слабым и уязвимым местом не только его концепции, но и гештальт-психологии в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по теме:

Развитие познавательных процессов у младших школьников
Развитие восприятия. Восприятие – процесс приема и переработки младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа. Хотя дети приходят в школу с достаточно развит ...

Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
В этом параграфе будут рассмотрены некоторые характерные социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Данные, полученные в исследованиях Н.В. Беляковой, указывают на то, что при смене деятельности пр ...

Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьного возраста
Р. С. Немов под личностью рассматривал человека, представителя определённого общества, сознательного деятеля, занимающего в нём определённое положение, выполняющего социальные роли, наделённого природными особенностями. По мнению Л.Ф. Об ...