Понятие страха в современной детской психологии

Страница 4

На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно обратимое течение, непроизвольность, т.е. полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к окружающей социальной действительности [15, с.70].

Последствия страха. Эхо страхов разнообразно, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть изменений. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной краской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх разрастается в психике человека, затормаживая ее. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, чувства полноты жизни. Вместо них развивается хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожно-пессимистическая оценка будущего.

Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности человека справиться со своими чувствами, контролировать их, когда он пугается вместо того, чтобы действовать, и не может остановить «разгулявшиеся» чувства. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм.

Но что самое главное – взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку. Если, например, мать боится ездить в лифте, боится пожаров, уколов, она, разумеется, старается предостеречь и дочку, а на самом деле – передает ей все то, что она испытала сама в детстве.

Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. При сильном страхе торможение может стать настолько устойчивым и труднообратимым, что психологически человек может начать умирать еще молодым, превращаясь в свою тень.

Психические изменения, происходящие с человеком под влиянием страза, приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.

Ранний возраст, в котором появляются страхи, - это 2-3 года. В этом возрасте начинается осознание самого себя, формирование чувства собственного «я». И первые страхи, как правило, отражают все непонятное этому «я». По мере же взросления ребенка присоединяются и более сложные страхи: быть униженным, осмеянным и т.д.

Но почему в детстве страх – одна из самых распространенных реакций? Да потому, что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта еще нет.

Именно здесь – предпосылки для формирования страха (скрытого или явного). Внешние условия жизни ребенка – режим, взаимоотношения в семье, воспитательная тактика родителей – определяют, воплотятся эти предпосылки в ту или иную форму страха или найдут свое нормальное выражение в умении реально оценить степень опасности [14, с.14].

Чего боятся дети. Заслуживающим внимания фактом является то, что у девочек не только больше число страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, т.е. в большей степени влияют друг на друга, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3 -5 лет. Это возраст когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют одно целое – психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее «скреплены» эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Особенности и воспитание темперамента
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобра ...

Подходы к исследованию антиципационных способностей в психологии
Обобщая имеющиеся работы в зависимости от использующихся методологических и объяснительных схем, можно выделить следующие подходы к исследованию антиципационных способностей. Основополагающим во многих отношениях является структурно-уров ...

Вывод
Психологам всё чаще приходится работать с людьми, которые перенесли психическую травму в последствие экстремальной ситуации: жертв технологических катастроф, насилия, заложничества, природных катастроф и воин. С людьми которые перенесли п ...