Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Материалы » Формирование адекватной самооценки младшего школьника » Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Страница 2

И все же, по мнению А.Н. Ганичевой, родителям нужно приветствовать стремление ребёнка к идеалу, иначе он вырастет самодовольной и не слишком образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путём кропотливого труда. Объяснить ребёнку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе – идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя, такого, какой есть.[15;49]

Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. А.Н. Букин выделяет три основных стиля воспитания в семье, которые могут повлиять на становление самооценки ребенка:

- авторитарный;

- попустительский;

- демократический.[6;52]

Авторитарному, или диктаторскому, стилю воспитания недостаёт теплоты. Для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель – ребёнок» превалирует над общением в режиме «ребёнок – родитель». Ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь к ребёнку, отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается, иногда физически. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды. Этот стиль воспитания, по мнению А.Н. Букина, приводит к ряду недостатков в развитии ребёнка. Такие дети зачастую попадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребёнка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.[6;56]

Для попустительского, или либерального, стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение «ребёнок – родитель» превалирует над отношениями «родитель – ребёнок», а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного.[6;61]

Либеральным родителям сложно установить чёткие границы допустимого поведения для своих детей. Они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определённые правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Такие родители не возлагают на своих детей больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.

Для демократического, или авторитетного, стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы.[6;69]

Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования. У детей есть альтернатива, их поощряют, дают им возможность предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.

Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их.

В результате, как утверждает А.Н. Букин, выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития. Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе.[6;76]

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Общая характеристика гештальтпсихологии
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпси ...

Аффект
Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних орг ...

Понятие “Аутизм“
Термин “аутизм” происходит от греческого слова “autos”, что означает “сам”. Впервые он был использован швейцарским психиатором Блейлером в 1911 году для описания состояния бегства от реальности и ухода в себя у взрослых пациентов, страдаю ...