Особенности самооценки младшего школьника

Материалы » Формирование адекватной самооценки младшего школьника » Особенности самооценки младшего школьника

Страница 3

По утверждению Т.В. Костяк, определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности, – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди, склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени в зависимости от складывающихся обстоятельств.[19;14]

Поведение повышенно тревожных детей младшего школьного возраста в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

- высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче;

- высокотревожные дети хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведённого на решение задачи;

- боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных детей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

- мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных детей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи;

- для высокотревожных детей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.[19;18]

Следует обратить внимание на то, что учитель, по мнению Б.С. Волкова, организуя учебную работу, соотносит обычно достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способностями, не принимая в расчёт самооценку ребёнка, его собственные представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных учебных ситуациях. Между тем, от этих воззрений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. Выбор для решения задачи в зависимости от степени её трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на процесс усвоения знаний.[10;52]

Мотивация достижений – другой важный аспект, связанный с самооценкой. В семье, в начальной школе ребёнка часто настраивают на избегание неудачи. Как следствие, он всё время боится что-нибудь сделать или сказать неправильно. Это способствует появлению страха перед возможной ошибкой, развитию тревожности, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку и уровень притязаний.[4;81]

Если в детстве самооценка формируется под влиянием родителей, то уже к поступлению в школу дети начинают осознавать различия между собой и другими детьми, используя социальное сравнение, то есть показатель успешности в реальных видах деятельности. Ребёнок, общаясь со сверстниками, постоянно получает обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен другим, что он им нравится и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон младшего школьника – его физического развития, социальных навыков, успехов в игровой и учебной деятельности, эмоционального тонуса, внешнего облика. Если ребёнок, по его мнению, – лучший хотя бы в какой-то одной области, то он, как правило, имеет адекватную, или высокую, самооценку.[30;46]

Завышенные стандарты, как утверждает Б.С. Волков, часто приводят к различным психосоматическим и невротическим заболеваниям. Ни один человек не может быть одинаково успешным всегда и во всем. Поэтому необходимо учить ребёнка ставить реальные цели и справляться с неудачами. Кроме того, по мере взросления каждый человек учится рационально распределять свои усилия – какие-то дела заслуживают высшего напряжения сил, другие – средних усилий, а остальные требуют лишь минимальных затрат сил и времени.[10;87]

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме: