Структура инсайта

Страница 2

Хочется поделиться новым знанием с кем-либо, излить свою радость. Субъект эмоционально (и путано) говорит с присутствующими сослуживцами, звонит по телефону научному руководителю или же близкому другу.

Человек вдруг понимает, что пока метался в счастье, не успел "разглядеть", понять и запомнить открывшееся решение, истину. А открытие, не запечатленное, рассудочное неосмысленное, блекнет, рассеивается. На творца накатывает недоумение и сильное огорчение, они длятся несколько минут. [13]

Творец начинает, вспоминать: "Ведь было же открытие истины долгожданной", но видит только крохи, только части того решения.

Возникают сомнения: "Может быть, пригрезилось? Была лишь иллюзия счастливой находки?"

С отчаянием, верой и надеждой творец как бы складывает еще оставшиеся в сознании элементы открывшиеся "фигуры", пытаясь воссоздать ее. Долго, уже отрешившись от посторонних мыслей, от людей, он вновь проходит путями интеллектуального напряжения, которые привели его к озарению, и даже логически домысливает недостающие детали воссоздаваемого открытия

Непреклонными усилиями ума начинает складываться решение, озаренное вспышкой вдохновенного сознания и ускользавшее от него.

Наконец находка воссоздана, как разбитая чашка, когда все ее кусочки - и большие, и маленькие, и незаметные, но очень важные для целостности - сложены; они не склеены, а слились в одну сущность. Она уже не сверкает, не ослепляет, а стоит перед внутренним взором ее творца. Она рождает стойкий мягкий эустресс - подарок самому себе за талант и усердие, подарок, принимаемый человеком с никогда не удовлетворяемым счастьем искателя-творца.

При повторных креативных озарениях наученный горьким опытом творец пытается запомнить сразу содержание открытия, не позволяя себе впадать в экстаз. [13]

Бывают и совершенно другие структуры инсайта.

Счастье (эустресс) инсайта подобно оргазму, но наши попытки сравнивать его с сексуальным оргазмом наталкивались на решительный протест людей, испытавших инсайт: "Да, оргазм, но никакого отношения к сексу инсайт не имеет", "Радость озарения, если это и оргазм, то не сексуальный… и с гомосексуальностью он тоже не связан. Инсайт - это от Бога". Действительно, непостижимость инсайтного озарения и вместе с тем яркость, "очевидность", неожиданность его вторжения в сознание воспринимается многими инсайтными творцами как божественное ниспослание от Высшего Творца.

Раз, пережитый эустресс инсайта движет испытавших его к дальнейшему творчеству. Счастье озарения делает оправданными муки творчества и душевные траты из-за обидного непонимания коллегами. [13]

Творческое прозрение - комплексное ощущение, кубок чувств, он его не описать словами. Физик А. Эйнштейн рассказывал психологу М. Вертгеймеру о своем открытии теории относительности: "Эти мысли возникли не в какой-то вербальной форме. Я вообще очень редко думаю словами. Приходит мысль, а потом я могу попытатся выразить ее словами" [4; 263]. Непостижим алгоритм инсайта, как тайна философского камня, ради которого жертвовали всем, ибо все остальное дарит меньшее счастье. "Я не уверен, - рассказывал А. Эйнштейн, - можно ли действительно понять чудо мышления" [4; 262]. И все же на путях изучения дивергентного (ширящегося, расходящегося) мышления, прорывающегося на неясные просторы бытия, приоткрываются тайны ресурсов креативности [6].

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Развитие социального поведения младшего школьника
К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченн ...

История психодиагностики
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай, позднее-Древняя Гре ...

Самоопределение и самосознание
Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места юноши в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей ...