Заключение

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди взаимодействуют и реагируют на действия других. Также рассмотрено, как общение связано с деятельностью, методы общения.

Принцип связи и органического общения, их единства, с деятельностью, разработаны в конфликтологии, открывает действительно новые перспективы в изучении такого явления, как "общение".

Уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которая занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Кроме всего прочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как "преступник"). Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм.

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.

Управление конфликтом — это своего рода вмешательство в его естественный процесс, поэтому осуществление такого вмешательства должно основываться только на тех знаниях, которыми обладает человек по поводу данной ситуации, иначе это может привести к еще более негативным последствиям по сравнению с теми, которые могли бы быть в случае естественного развития конфликта.

Одним из важнейших способов управления конфликтами является их профилактика. Это означает, что организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия должна строиться таким образом, чтобы исключалась или минимизировалась вероятность возникновения и развития деструктивных противоречий и конфликтов между ними. В результате профилактики конфликтов снижается вероятность их возникновения и развития, а значит, снижается уровень затрат и силы на их урегулирование. Предупредить конфликт всегда легче, чем конструктивно его разрешить.

Прогнозирование конфликта повышает эффективность по его предупреждению и урегулированию, так как осуществляется на ранних стадиях его возникновения.

Точный прогноз в отношении той или иной проблемной ситуации или противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия людей, играют существенную роль при подавлении их развития, а это, в свою очередь, является основой их успешного разрешения.

Материалы по теме:

Методика креативного поля
Методика креативного поля была разработана Д.Б. Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью данной методики являются следующие принципы: Отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления вну ...

Классификация и клинические проявления нарушения привязанности
Расстройства привязанности характеризуются отсутствием или искажением нормальных связей между ребенком и тем, кто за ним ухаживает. Особенностями развития таких детей является замедление или неправильное развитие эмоционально-волевой сфер ...

Способы борьбы со стрессом
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различ ...