Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс

Материалы » Межгрупповые конфликты и способы управления конфликтами » Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс

Страница 2

Набор чувств можно сведи в две большие группы: коньюктивные – это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства и дизъюктивные чувства – это разъединяющие людей чувства.

Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время, как общение между группами исследуется в социологии. Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи и общении с деятельностью. Например, Э. Дюркгейм обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп, а как совокупность находящихся в статике форм общения. [7. c. 632 ] В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Отсюда вытекает общение, как реальность человеческих отношений. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом он общается, а по поводу чего общается. Выделение предмета общения не должно пониматься вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами. Интерактивная – это взаимодействие между индивидами то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Перпецетивная – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.

В общении выделяются три функции: информационно - коммуникативная; регуляционно - коммуникативная; аффективно-коммуникативная.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника). Ориентировка в целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника. Планирование содержание всего общения человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется не эффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом" или "коммуникабельностью". [7 с. 631 – 633 ] Рассмотрим общение в первичной и вторичной группах.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Чарлз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, они ходят друг другу в гости, и являют собой первичные группы.

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Физиологическая характеристика темперамента
Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных ...

Методы консультирования и коррекции молодых людей
Психологическая работа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование и предбрачное консультирование. Добрачное консультирование предполагает решение вопросов, связанных с формированием образа потенциального партн ...

Взаимодействие в игре
Когда мы рассматриваем данный тип классификации, мы выделяем следующие типы игр: несоциальные, параллельные, простые совместные, совместные игры. Несоциальная игра появляется первой в процессе онтогенеза человека.[4] Ребенок играет сам с ...